Чем мне нравится современная русская волынка

25 августа 2019, Степанов Павел Оставить ответ »

Впервые русскую волынку, музыкального мастера В.В.Брызгунова, я увидел в 1980 году на МЭФМИ Московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов это когда работал музыкальным мастером по изготовлению своих хроматических и диатонических академических «Владимирских»рожков. Его русская волынка, особенно ее игровая трубка с игровыми отверстиями, мне тогда сразу же понравилась, так как она была по тембру звучания очень схожа со звуком пастушьих дудок моих двоюродных братьев пастухов, с которыми мне часто приходилось летом пасти деревенское стадо в 50 годы 20 века это когда летом отдыхал в деревне у своей родной бабушки Наталии в Ярославской области Тутаевского района в деревне Обломищено. Надо сказать, что его игровая трубка русской волынки по своей конструкции есть точное повторение самих пастушьих дудок, а по современному ее вполне можно назвать жалейкой. Только, если на разных жалейках можно отдельно прерывисто играть мелодии, то жалейка вставленная в бурдюк, а точнее в желудок или мочевой пузырь домашнего животного, могла однако только звучать длительно и продолжительно, чем собственно больше подходила для сопровождения хороводов с песнями на протяжении многих веков по всей Руси. Волыночное длительное и протяжное звучание жалейки в 20 веке заменила гармонь и баян, но звучание жалеек в России и сегодня используется часто в русских народных песнях и плясках. Хотя в начале 21 века Валерий Михайлович Халилов, главный военный дирижер и генерал лейтенант, поставил перед нами, мастерами русской волынки, задачу изготовить семейство современных русских волынок: сопрано, альт, тенор и бас. С этой задачей мы справились, но с трагической гибелью В.М.Халилова, в настоящее время в России пока нет таких патриотов, кто бы мог подобно В.М.Халилову идею развития современных русских волынок воплотить в жизнь. И очередной в 2019 году в Москве международный фестиваль военных оркестров «Спасская Башня» проходит без современных русских волынок. А чем мне нравится современная русская волынка, так это тем, что подобно большой шотландской волынке, она также способна великолепно строить, играть в унисон с любым оркестром. А еще, о чем всегда мечтал В. М.Халилов, чтоб современная русская волынка своим семейством: сопрано, альт, тенор и бас могла действительно своим многоголосием и своей партитурой отличаться от всех волынок мира.

Реклама

2 комментария

  1. Одиннадцатый Большой фестиваль Российского национального оркестра завершит 4 октября русская программа из произведений композиторов конца XIX– первой половины XX вв. Меня заинтересовали не только русские народные инструменты меня буквально поглотила тема мирового культурного наследия, связанного с духовой музыкой. Это очень редкая специальность людей, кто этим серьезно занимается, действительно в России единицы. Я стал собирать музыкальные инструменты и начал учиться играть на тех, которые мне нравились. В этот сет инструментов попала и шотландская волынка.

  2. Как в Шотландии, так и на Руси была своя русская волынка. Русская Балалайка Андреевым В.В.переделана из калмыцкой домбры, русская гармошка сделана с немецкой гармошки.А Главное, что определяет точное существование русских народных инструментов, так это то, под какие именно русские народные инструменты многие века именно пели на Руси русские люди. Получается, только под русскую волынку, жалейку, звончатые гусли, сделанные из финноугорской кантели, водили хороводы с песнями русские люди, а элита русского общества под русские народные инструменты брезговала веселиться и приглашала для своего усладу иностранных музыкантов с иностранными классическими инструментами и т. д……

Добавить комментарий