Что такое Тверской или Курский «рожок» и современные жалейки…….

3 февраля 2022, Степанов Павел Оставить ответ »

Тверской или Курский «рожок» есть древние ЯЗЫЧКОВЫЕ пастушьи дудки. Обладая самобытными тембрами звучания, на протяжении всей истории развития России они изготавливались пастухами для пастьбы домашних животных, как сигнальные инструменты, а также рожки активно участвовали в народных праздниках с песнями и плясками.

В 60 годах 20 столетия академик К.Вертков в своих трудах «О развитии русских духовых народных инструментах в СССР» писал, что вот например «ЖАЛЕЙКА», есть современный музыкальный русский духовой народный ЯЗЫЧКОВЫЙ профессиональный инструмент, которая вышла из ИГРОВОЙ ТРУБКИ РУССКОЙ ВОЛЫНКИ. Выходит, что «ЖАЛЕЙКА» это уже СОВРЕМЕННАЯ ПАСТУШЬЯ ДУДКА и изготавливалась она современными мастерами с полным качественным АКАДЕМИЧЕСКИМ СТРОЙНЫМ ОКТАВНЫМ ЗВУЧАНИЕМ для игры и  применения в профессиональных русских народных ансамблях и оркестрах.

Сегодня современные мастера продолжают изготавливать Тверской и Курский «рожок» по-старому с квинтовым или секстовым диапазоном звучания. Такие «РОЖКИ» представляют прежде собой обычный древний пастуший  ФОЛЬКЛОРНЫЙ тип русского народного духового ЯЗЫЧКОВОГО инструмента «ПАСТУШЬЯ ДУДКА».

В начале 21 века современная русская волынка и ее целое семейство: сопрано, альт, тенор, баритон и бас — изготовленные генерал — лейтенантом и руководителем ансамбля имени Александрова В.М.Халиловым представляют собой СОВРЕМЕННЫЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫЧКОВЫЕ ДУХОВЫЕ инструменты способные качественно стройно играть в разных ансамблях и оркестрах. А главное, игровые трубки современных русских волынок могут отдельно от своих кожаных мешков (резервуарах с воздухом) качественно стройно АКАДЕМИЧЕСКИ играть, как ЖАЛЕЙКИ в разных регистрах.

Однако, почему современные жалейки в настоящее время активно не развиваются сегодня в России: да, потому что во второй половине 20 века каждый мастер всегда настраивал свои жалейки под свое дыхание, отсюда часто исполнителям трудно было подстроится под дыхание каждого мастера и тем более как правило все эти жалейки имели не стройные верхние звуки второго тетрахорда гаммы. В игре на таких жалейках ансамблем очень трудно было часто добиться стройного звучания и у музыкальных критиков во второй половине 20 века сложилось мнение, что русские народные инструменты должны якобы не много не строить. А уже в начале 21 века жалейки разных регистров из современных русских волынках изготовленные В.М.Халиловым зазвучали высоко качественно стройно.

P.S.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО К.ВЕРТКОВУ:

СЛЕДУЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯМ АКАДЕМИКА К.ВЕРТКОВА: БЫЛО БЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО ВСЕГДА ВСЕМ МАСТЕРАМ НАСТРАИВАТЬ СВОИ ЖАЛЕЙКИ, ПРЕДСТАВЛЯЯ ИХ КАК БЫ В КАЧЕСТВЕ, КАК ИГРОВЫЕ ТРУБКИ САМОЙ ОБЫКНОВЕННОЙ РУССКОЙ ВОЛЫНКИ. А ДЛЯ ЭТОГО НАДО ПРОСТО ВСТАВИТЬ ЛЮБУЮ ЖАЛЕЙКУ В МЕШОК РУССКОЙ ВОЛЫНКИ И ПРОВЕРИТЬ, А БУДУТ ЛИ ПОЛНОСТЬЮ ЗВУЧАТЬ ВСЕ ЗВУКИ ЖАЛЕЙКИ КАЧЕСТВЕННО СТРОЙНО. ЕСЛИ ЭТОГО НЕТ, ТО КОНСТРУКЦИЯ ДАННЫХ САМИХ ЖАЛЕЕК НЕ СООТВЕТСТВУЕТ НУЖНЫМ КОНСТРУКТИВНЫМ ПАРАМЕТРАМ И ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ДАННЫХ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

ВЫВОД:

МЕШОК РУССКОЙ ВОЛЫНКИ В ДАННОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ И СЛУЧАЕ ПРИ КАЧЕСТВЕННОЙ НАСТРОЙКЕ И ПРОВЕРКЕ ЛЮБОЙ ЖАЛЕЙКИ ВЫСТУПАЕТ В РОЛИ, КАК БЫ «НЕЗАВИСИМОГО ВАШЕГО ТРЕТЬЕГО ЛЕГКОГО».

Реклама

Добавить комментарий