Жалейка произошла от пастушьей сигнальной дудки. С древних времен во всем мире пастушью дудку использовали при пастьбе животных, затем ее развили и под нее стали петь и плясать. На Руси, когда под нее хоронили умерших, то в некоторых губерниях России в конце 19 века пастушью дудку назвали жалейка, а в Тверской области пастушью дудку до сих пор в народе называют Тверской рожок. В целом дудка состоит из трех частей: мундштука с накладывающейся одинарной тростью, игровой трубки с игровыми отверстиями и раструба из коровьего рога, бересты или дерева. Звучание дудки прерывистое, но если пастух вставлял ее в бурдюк (кожаный мешок для воды и питья), то она начинала играть беспрерывно. Восточные славяне назвали этот инструмент «Дуда», а русские люди стали называть «Волынка». В 1979 году на Московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов мастера — надомники впервые профессионально начали делать жалейки и волынки. Более того, они изготовляли жалейки в разных тональностях и регистрах: пикколо, сопрано, альт, тенор и бас. Сегодня, по такому же принципу, мне удалось сделать разные современные русские волынки: сопрано, альт, тенор и бас, в которых их игровые трубки способны отдельно играть без перестройки, как жалейки. И в этом есть общая связь жалейки и волынки. В советское время академик К.Вертков в книге о народных инструментах писал, что жалейка вышла из волынки. Думаю, что жалейка и волынка вышли из дудки. Ведь на пастушьей дудке пастухи в начале играли сигналы, а когда пришло время их использовать для исполнения песен и плясовых наигрышей, то они их начали делать профессиональными, способными более украсить жизнь людей.
Общая связь жалейки с современной русской волынкой
23 июня 2014, Степанов Павел Оставить ответ »
Реклама