Пастушья дудка и русская волынка

15 апреля 2015, Степанов Павел Оставить ответ »

Пастухи на Руси с древних времен пасли волов с пастушьей дудкой. Она тогда представляла собой сигнальный инструмент и состояла: из ствола с игровыми отверстиями, мундштука из камыша с надрезанной на нем колеблющейся трости и раструба из бересты. Но, в праздники наш народ под пастушью дудку пел песни и танцевал, а с развитием песен, танцев и дудку делал более совершенной. А вот когда пастух вставил пастушью дудку в бурдюк для питья, то получилась русская волынка с беспрерывным и продолжительным звучанием, под что за тем водили хороводы. Этот музыкальный инструмент русский народ назвал волынкой в честь домашнего животного «Вол», который как бы своими медленными и однообразными движениями очень сочетался с волынкой. Однако, волынка вполне могла уже существовать и в Этруском государстве 800 лет до новой эры, а затем и во многих других государствах мира, но тогда она у каждого народа имела свои названия. Там где волынка активно участвовала в жизни народов, там она профессионально развивалась и долго жила. Однако, в России в конце 19 века русская волынка прекратила свое развитие. Ее просто заменили гармошкой, которая пришла к нам из Германии, а затем она быстро нашла применение в трактирах и кабаках, за что царь был вынужден гармонистов даже выселять из городов за 120 км. Далее из гармошки сделали баян, а уже в СССР его стали активно преподавать в музыкальной школе, училище и консерватории. А русская волынка осталась обыкновенным экспонатом в музеях и при инвентаризациях от нее освобождались за ненадобностью. В советское время академик К.Вертков писал, что жалейка вышла из русской волынки. Выходит, что жалейка, как музыкальный инструмент, своим звучанием всегда напомнила нам о былом звучании русской волынки. И в итоге в 20 веке на Московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов музыкальные мастера стали делать ни только целое семейство жалеек: пикколо, сопрано, альт, тенор и бас, но и русскую волынку. А уже в 21 веке благодаря приезду в Россию шотландских волынщиком, мне удалось из фольклорной русской волынки сделать семейство академических современных русских волынок: сопрано, альт, тенор и бас, на которых сегодня начали обучаться курсанты в Московском Военном Музыкальном училище.

Реклама

Добавить комментарий