‘Новости’

Практическая игра на современной русской волынке

5 января, 2024

В начале, начинать учиться играть на современной русской волынке,  лучше всего со знакомых вам простых мелодий и лучше всего это делать с подбором на слух. Так например, отлично получается играть на такой  современной  русской волынке: русские народные песни, танцевальные мелодии и различные мелодии народов России и мира. Подбор мелодий на слух на русской волынке это тот самый творческий начальный путь, который постепенно вас увлечет и придаст вам большой интерес к импровизациям различных мелодий и с добавлением к ним различных украшений в виде мелизмов.

Игра на профессиональной академической современной русской волынке легко во многом отличается от фольклорных старорусских народных волынок, потому как она имеет более яркое полноценное звучание со стройным октавным звукорядом, имеет отдельные хроматические звуки, а первый и второй тетрахорды звучат полноценнее и устойчиво по отношению к друг другу и конечно, тональностей гораздо больше.

Современная русская академическая волынка является  традиционным русским народным инструментом. Она может участвовать в любом ансамбле или оркестре. Однако, она может быть и солирующим инструментом. На ней можно играть много различной музыки. И тут особенно интересным является игра с импровизациями на современной русской волынке под минусовки, что делает нашу волынку независимой  и самостоятельной для сольного длительного музицирования, как в концертных залах, так и на площадях и на улицах нашей Родины.

Но, если в современной русской волынке вы будете использовать ножную или ручную подкачку, то это открывает вам возможность ПЕТЬ под аккомпанемент волынки и с минусовками целый концерт много часов без перерыва и без какой либо дополнительной подстройки. Проверено на Старом Арбате в Москве.

Таким образом сегодня, вы представляете собой сольной пение под современную русскую волынку и иногда с подключением минусовок.

ВЫВОД:

Из этого можно вполне делать полноценное сольное выступление, а репертуар может быть различным — МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА!

P.S.

Если Вас заинтересует, тема игры на современной русской волынке, то обращайтесь на мой сайт.

 

Добрый вечер друзья!

22 декабря, 2023

Поздравляем всех Вас с наступающим 2024 Новым Годом !

Современная русская волынка уверенно шагает в будущее время. Новые поколения россиян надеемся, еще больше заинтересуются нашими с В.М.Халиловом разработками в области этого уникального народного  музыкального инструмента. И у всех нас наконец — то появилась радость, что состоялся еще один традиционный русский народный академический инструмент ——СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ВОЛЫНКА и ее целое семейство волынок: сопрано, альт. тенор, баритон и бас — в основе звучания которой безусловно стоит старорусская волынка. Надеюсь, что наша современная русская волынка в будущем начнет активно развиваться в музыкальных школах, в музыкальных училищах, институтах культуры и консерваториях и по этому вся надежда лежит у нас на будущие новые поколения россиян.

Новейшие трости игровой трубки с игровыми отверстиями современной русской волынки

9 октября, 2023

Кто играет на русской волынке тот знает, что на её игровой трубке с игровыми отверстиями, а именно на ее мундштуке, как и на жалейках, всегда устанавливается одинарная накладывающаяся трость. Так же это делают и многие мастера мира, как например в болгарской гайде, шведской сакпипе и т. д..

С изготовлением же академической современной русской волынки и ее целого семейства: сопрано, альт, тенор, баритон и бас — мы, с генералом — лейтенантом и главным военным дирижером России В.М.Халиловым изобрели новые по конструкции мундштуки к игровым трубкам современных русских  академических волынок: сопрано, альт, тенор, баритон и бас — но, только с ДВУМЯ равноценными накладывающимися тростями.

И как пример,что если бы посмотреть на обычный цилиндрический мундштук русской волынки с одинарной накладывающейся тростью, то мы установили всего лишь к этому же мундштуку, а именно с его обратной  противоположной стороны ВТОРУЮ ПРОРЕЗ и такую же накладывающуюся трость с настройкой в УНИСОН. И в итоге получили громкое и объемное звучание нижних и верхних звуков игровой трубки в целом.

При этом надо еще  отметить, что если мундштук игровой трубки русской волынки имел только одну накладывающуюся трость и был всегда  ОДНОГОЛОСНЫМ, то с двумя равноценными тростями современной русской академической волынки мундштук стал ДВУХГОЛОСНЫМ.

ВЫВОД:

Таким  образом на основе обычного мундштука от русской волынки, но с двумя равными одинаковыми прорезями с его разных сторон и с двумя накладывающимися тростями с двух его сторон мы в итоге получили, что современная  академическая русская волынка зазвучала более громче, ярче и объемнее и при этом никак не изменился тембр звучания обычной русской волынки.

(ГЛАВНОЕ ТОЛЬКО НЕ НАДО ПРИ ЭТОМ ПУТАТЬ, ЧТО СДЕЛАННЫЙ НАМИ НОВЫЙ МУНДШТУК К СОВРЕМЕННОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ РУССКОЙ ВОЛЫНКЕ С ДВУМЯ УНИСОННЫМИ ТРОСТЯМИ С РАЗНЫХ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ЕГО СТОРОН, ВСЕ ТАКИ НИКАК НИ ЕСТЬ КОПИЯ ПАРНОЙ ИЛИ ДВОЙНОЙ ТРОСТИ ШОТЛАНДСКОЙ ВОЛЫНКИ И ДРУГИХ ВОЛЫНОК МИРА, ВЕДЬ ДЛЯ ЭТОГО ДОСТАТОЧНО НАМ ЛИШЬ УСЛЫШАТЬ ИХ РАЗЛИЧНОЕ ЗВУЧАНИЕ)!

Мундштуки с «ДВОЯКИМИ» или «ДВУХГОЛОСНЫМИ» тростями, так мы сегодня назвали наш новый мундштук с двумя тростями. И поэтому мы  считаем  наше изобретение в современных академических русских волынок: сопрано, альт, тенор, баритон и бас  — итогом того, что нам позволило озвучивать их игровые трубки с игровыми отверстиями с полноценным  и стройным звучанием всех их октав и в разных регистрах.

(ВПОЛНЕ УВЕРЕННО УЖЕ СЕГОДНЯ МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО НОВАЯ «ДВОЯКАЯ» или «ДВУХГОЛОСНАЯ» ТРОСТЬ В ИГРОВОЙ ТРУБКЕ СОВРЕМЕННОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ РУССКОЙ ВОЛЫНКЕ ЕСТЬ МАЛЕНЬКОЕ «ЧУДО» В РАЗВИТИИ РУССКОЙ ВОЛЫНКИ В ЦЕЛОМ)!

Для чего мы это сделали.

Во — первых: мы получили более яркое и объемное звучание всех игровых трубок современных русских волынок: сопрано, альт, тенор, баритон и бас.

Второе: Их звучание во многом соответствует темперированному и академическому современному звучанию русской волынки и для этого достаточно лишь их услышать на моем сайте.

Третье: Игровые трубки стали качественнее и стройнее звучать, особенно их верхние звуки вторых тетрахордов. (верхний тетрахорд игровой трубки русской волынки это верхние 4 звука гаммы в октаве или как вторая половина звучания верхнего звукоряда, как и у жалейки.

Четвертое:Игровые трубки наших академических современных русских волынок можно использовать отдельно от волынок, как и жалейки с двухголосным громким и объёмным звучанием и даже без их дополнительных настройках.

Пятое: Академические современные русские волынки великолепно стройно звучат и строят между собой в ансамбле и оркестре и с традиционными русскими народными и музыкальными классическими инструментами, а также качественное использование их в фольклоре.

Шестое: При игре на современных академических русских волынках использование ручной или ножной подкачки дает нам еще более устойчивое и постоянное стройное звучание их при любой погоде и особенно, в любое время года на улицах и площадях наших городов.

Седьмое: С появлением современной академической русской волынки отпадает мысль о том, что она, как ее жалейка должны почему то всегда не строить, но это в корне не верно. Просто нам всем надо постоянно активнее развивать наши русские духовые народные инструменты. При этом согласен, пусть остаются фольклорные пастушьи дудки, но и развиваются академические народные духовые инструменты с точным темперированным строем.

P.S.

Русскую волынку с одинарной тростью в игровой трубке мы также делаем и  используем, но в основном, как русская волынка сопрано с камерным звучанием. Но, а на практике такая волынка звучит намного тише, чем современная академическая русская волынка и ее верхние звуки: септима и октава звучат к сожалению совсем не устойчиво, чем у современной русской волынки. но это ФИЗИКА и особенности конструкции волынок. .

Постоянная моя игра на Старом Арбате с 2008 года до 2023 года дала нам всем огромный опыт в освоении и становлении новой современной академической русской волынки.

Ансамбль русских народных духовых инструментов «Жалейка»

17 июля, 2023

Ансамбль русских народных инструментов «Жалейка» в 1975 году был создан студентами: Анатолием Тормосиным, Владимиром Назаровым, Александром Григорьевым, Василием Порфирьевым, Сергеем Малошенко и Павлом Степановым в Московском Государственном  институте культуры на основе фольклорных русских народных духовых инструментов: жалейки, «Владимирские» рожки, брелка и свирель. Практически все эти народные русские духовые инструменты в основном представляли собой тогда фольклорные музыкальные  народные духовые инструменты и для игры на них единым ансамблем требовалась их иногда  доработка и по этому сами исполнители в процессе игры на них постепенно становились мастерами. В итоге ансамбль «Жалейка» за короткое время добился больших результатов и инструменты в пределах своих октав  стали стройно играть, что помогло создать свой репертуар на основе обработок в основном русских народных песен.  В то время одновременно впервые многие советские композиторы: Юрий Зацарный, Евгений Кузнецов и многие другие стали для ансамбля писать свою музыку. Многим советским слушателям в то время очень понравилось звучание ансамбля «Жалейка» и в 1977 году ансамбль в составе советских артистов участвовал с концертами в Париже, а 1980 году принимал активное участие в Олимпийских игр в Москве.

Сегодня, этот путь ансамбля «Жалейка» могли бы пройти все патриоты русских народных духовых инструментов. И главное, для этого уже созданы академические русские народные духовые инструменты, включая и целое семейство современных русских народных волынок: сопрано, альт, тенор, баритон и бас — созданные гениальным военным дирижером Валерием Михайловичем Халиловым!

P.S.

В 1990 году изд. «Музыка» Москва вышло «Пособие игры на русских народных духовых и русских народных ударных инструментах» составители В.Петров, О.А.Буданков, М.Б.Вахутинский и П.Д.Степанов.

Далее в начале 21 века под руководством главного военного дирижера России, генерал — лейтенанта и руководителя Краснознаменного ансамбля Александрова Валерия Михайловича Халилова было создано целое академическое семейство современных русских народных волынок: сопрано, альт, тенор, баритон и бас. Что во многом расширяет партитуру оркестра или ансамбля академических русских народных духовых инструментов в наше время.

В 1547 году Первым Русским Царем Иваном Васильевичем Грозным было создано Первое Русское Государство и им же был создан Первый Военный Духовой Оркестр из РУССКИХ НАРОДНЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. В художественном фильме «Иван Васильевич меняет профессию» есть эпизод игры ансамбля стрельцов, которые в том числе играют и на русских народных духовых инструментах. Это напоминает нам всем нашу русскую военную музыкальную культуру в прошлые века!

Надо отметить, что Европейские военные оркестры в России были созданы по образу Европейских военных оркестров только в 19 веке. В составе царских, а затем и военных оркестров СССР входили: трубы, тромбоны, валторны, кларнеты, тубы и т.д. Но, можно было бы в Новой России в настоящее время создать военный оркестр или ансамбль из современных русских народных  духовых инструментов по образу военного духового оркестра стрельцов русского Царя Ивана Васильевича Грозного, но на новой качественной основе и с современным звучанием? Можно! Но для этого необходима нам всем иметь сильное желание доказать всему миру, а кто же мы — русские люди на самом деле такие и,  как бережно мы относимся к своей исторической музыкальной Родине.

Очень жаль, что мы всегда у себя в России развиваем только зарубежные военные духовые музыкальные инструменты, а свои подлинные русские народные духовые инструменты, в том числе и русскую волынку просто методично зарывали в землю. Но нет, нашелся в начале 21 века в новой России русский патриот главный военный дирижер, генерал — лейтенант Валерий Михайлович Халилов, который знал русскую историю военного музыкального дела России и готов был воплощать свою мечту в жизнь по развитию русских народных духовых инструментов………………Но, к сожалению он трагически погиб в авиакатастрофе 25 декабря 2016 году. Вечная память, мы долго будем помнить Вас, как дорогого нам русского  человека!

 

 

Применение современной русской волынки в русских народных оркестрах, в народных хорах и различных ансамблях

1 апреля, 2023

В настоящее время современная русская волынка и ее целое семейство: сопрано, альт, тенор, баритон и бас могут занять достойное место в партитуре русских народных оркестрах, ансамблях и народных хорах  в разных городах России, как достойные академические русские народные духовые инструменты. А вместе с волынками также достойно могут занять свое место и академические рожки: сопрано, альт, тенор, баритон и бас и свирели: сопрано, альт и тенор, академические жалейки: сопрано, альт, тенор, баритон и бас разных тональностей и т. д.

Природа звучания наших народных духовых инструментов только обогатит общее звучание всех народных коллективов. Не случайно например, в 1945 году в СССР Николай Петрович Осипов при создании нового русского народного оркестра ввел в Государственный Академический оркестр русские народные духовые инструменты: рожки. жалейки, свирели, волынки. окарины и т. д.. А в Государственном Академическом хоре им. М.Пятницкого с самого его рождения уже были рожки, жалейки, русские волынки, свирели и т. д.. А как приятно было бы сегодня, услышать пение наших русских народных хоров и ансамблей под современные русские волынки с разными бурдонами с подголосочной полифонией.

Такое ощущение, что не пришло у нас еще время для такого творчества и не родились еще новые поколения, которые могли бы достойно развивать русские народные духовые инструменты во благо нас всех.

Я уверен, что если бы сегодня, среди россиян нашлись желающие освоить русские народные инструменты, то для этого у нас уже есть русские народные духовые инструменты с академическим и темперированным звучанием.

ХРАНИ ВАС ВСЕХ ГОСПОДЬ!!!!!!!!!

ПОБЕДА БУДЕТ ЗА НАМИ!!!!!!!!!

Обращайтесь по т 8-903-1728188 Ваш П.Д.

История создания ансамбля современных русских волынок: 2 сопрано, альт, тенор и бас

13 марта, 2023

В начале 2014 года благодаря Артемию Воробьеву-руководителю ансамбля шотландских волынок Москвы и Московской области я имел возможность встретиться с Главным военным дирижером России, генерал — лейтенантом и главным дирижером фестиваля военных оркестров мира «Спасская башня» г.Москва тов. Валерием Михайловичем Халиловым по вопросу о развитии современных русских волынок в России. На этой первой встречи Валерий Михайлович поставил мне задачу сделать современные русские волынки: 2 сопрано, альт, тенор и бас. В течении 2014 года мне удалось изготовить современные волынки и получить одобрение от В.М.Халилова. В начале 2014 учебного года в Московском военном музыкальном училище под руководством педагога Олега Дробинского курсанты с радостью стали осваивать его фольклорную русскую волынку. А в 2015 году феврале м-це мне позвонили из этого же училища и предложили преподавать вместо фольклорной волынки Олега Дробинского семейство академических и темперированных современных русских волынок: сопрано, альт, тенор бас. В 2015 году апреле м-це мы с курсантами за короткое время записали старинные солдатские военные марши (запись хранится у начальника училища), а в июне м-це в 2015 году на отчетном концерте мы успешно выступили с ансамблем перед руководством училища. В начале учебного 2015 — 2016 г.г  руководство училища вновь создало со мной, пенсионером, новый договор о праве преподавать курсантам современные русские волынки. В 2016 году в июне ме-це на отчетном концерте ансамбль курсантов показал новый репертуар и руководство училища выдали мне хорошую характеристику за развитие современных русских волынок. Однако, в 2016 в августе ме-це в начале 2016 — 2017 учебного года руководство училища отказало мне в дальнейшей работе по развитию современных русских волынок……………………………

Уже только сейчас у меня появились мысли о возможных причинах отказа мне в работе в училище по развитию современных русских волынок:

Первое: в Московском военном музыкальном училище им. В.М.Халилова  основными инструментами у курсантов считаются все таки духовые инструменты военного духового оркестра: труба, тромбон, валторна, туба, кларнет, гобой,фагот и ударные инструменты. А так как я в прошлом служил в военном духовом оркестре и играл на трубе, то естественно курсантам параллельно учиться играть на «АМБУШЮРНЫХ» трубах и одновременно на «ЯЗЫЧКОВОЙ» современной русской волынке это вполне реально. Тем более, что моя современная русская волынка имеет академическое развитие и к ней должен быть подход, как классическому духовому инструменту, но никак фольклорному инструменту, и требования должны быть такими же высокими. В целом считаю, что игра курсантов на русских духовых инструментах только широко развило бы их музыкальное инструментальное искусство и о чем всегда говорил начальник училища А.П.Герасимов, что мои курсанты могут все делать на отлично! Браво!

Второе: Главный руководитель училища всегда поддерживал меня в освоении современных русских волынок. Но, в руководстве училища находились и те, кто не очень верил в успех развития русских волынок. Возможно в них просто отсутствовал патриотизм к своей родине -Россия…..

Третье: А вот педагоги училища в целом были рады развитию современных русских волынок. Тем более, что на повестке в будущем в училище могли бы найти свое развитие: академические рожки, жалейки, свирели, кугиглы, брелки и народные ударные инструменты. А главное, на базе училища в итоге могли создать Первый Русский военный духовой оркестр состоящий из русских народных духовых инструментов: русских волынок, рожков, жалеек, свирелей, брелок, кугигл, окарин и ударных народных барабанов по примеру Первого Русского Военного оркестра Первого Русского Царя Ивана Васильевича Грозного в 1547 года, но только с академическим и темперированным строем способным играть в унисон нота «ля» 440 герц.

Четвертое: это был мой первый опыт в создании ансамбля современных русских волынок: сопрано, альт, тенор и бас. И мне на ходу приходилось корректировать геометрию и физику мундштуков всех волынок, чтоб курсантам легче и качественнее по строю было бы играть в унисон на волынках единым ансамблем. Я очень благодарен курсантам училища, а так как наша общая работа в освоении современных русских волынок тогда помогла мне убедиться еще и в том, что Валерий Михайлович Халилов был всегда прав во всем и во всех конструктивных особенностях наших с ним академических волынок с темперированным строем и «двухголосным» звучанием. А далее он мечтал к звучанию современных русских волынок подсоединить в будущем и другие академические духовые русские народные инструменты: рожки, жалейки, свирели т. д.. А также в будущем мечтал создать и развивать академические духовые инструменты и других народов нашей ВЕЛИКОЙ РОССИИ! БРАВО!!!!!!!

Когда руководство училища не взяли меня на работу — учебный год 2016-2017 год. Но веря в наше общее дела по развитию современных русских волынок, В.М.Халилов предложил в итоге нашему ансамблю волынщиков тогда выступить в 2016 году в сентябре м-це перед ним. В нашей беседе тогда он был в общем рад существованию современных русских волынок и мечтал нас приглашать на различные концерты. Но, в 2016 году 25 декабря Валерий Михайлович Халилов и Государственный Военный Ансамбль имени Александрова трагически погибли в авиакатастрофе в Сочи. И в дальнейшем его дело фактически было окончательно уничтожено  руководством Московского военного музыкального училища им.В.М.Халилова и не восстановлено и в настоящее время ……

P.S. До сих пор, горе о гибели выдающегося музыканта не покидает меня, но осталась только творческая радость вспоминать наши встречи с В.М. Халиловым. Однако, одновременно и часто меня посещают мысли, что он мог вполне наш уникальный ансамбль современных русских волынок: сопрано, альт, тенор и бас взять на тот рейс 25 декабря 2016 года в Сирию.

СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА В.М.Халилову! Русские люди никогда не забудут Вас — ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК!