‘Новости’

Ансамбль русских народных духовых инструментов «Жалейка»

17 июля, 2023

Ансамбль русских народных инструментов «Жалейка» в 1975 году был создан студентами: Анатолием Тормосиным, Владимиром Назаровым, Александром Григорьевым, Василием Порфирьевым, Сергеем Малошенко и Павлом Степановым в Московском Государственном  институте культуры на основе фольклорных русских народных духовых инструментов: жалейки, «Владимирские» рожки, брелка и свирель. Практически все эти народные русские духовые инструменты в основном представляли собой тогда фольклорные музыкальные  народные духовые инструменты и для игры на них единым ансамблем требовалась их иногда  доработка и по этому сами исполнители в процессе игры на них постепенно становились мастерами. В итоге ансамбль «Жалейка» за короткое время добился больших результатов и инструменты в пределах своих октав  стали стройно играть, что помогло создать свой репертуар на основе обработок в основном русских народных песен.  В то время одновременно впервые многие советские композиторы: Юрий Зацарный, Евгений Кузнецов и многие другие стали для ансамбля писать свою музыку. Многим советским слушателям в то время очень понравилось звучание ансамбля «Жалейка» и в 1977 году ансамбль в составе советских артистов участвовал с концертами в Париже, а 1980 году принимал активное участие в Олимпийских игр в Москве.

Сегодня, этот путь ансамбля «Жалейка» могли бы пройти все патриоты русских народных духовых инструментов. И главное, для этого уже созданы академические русские народные духовые инструменты, включая и целое семейство современных русских народных волынок: сопрано, альт, тенор, баритон и бас — созданные гениальным военным дирижером Валерием Михайловичем Халиловым!

P.S.

В 1990 году изд. «Музыка» Москва вышло «Пособие игры на русских народных духовых и русских народных ударных инструментах» составители В.Петров, О.А.Буданков, М.Б.Вахутинский и П.Д.Степанов.

Далее в начале 21 века под руководством главного военного дирижера России, генерал — лейтенанта и руководителя Краснознаменного ансамбля Александрова Валерия Михайловича Халилова было создано целое академическое семейство современных русских народных волынок: сопрано, альт, тенор, баритон и бас. Что во многом расширяет партитуру оркестра или ансамбля академических русских народных духовых инструментов в наше время.

В 1547 году Первым Русским Царем Иваном Васильевичем Грозным было создано Первое Русское Государство и им же был создан Первый Военный Духовой Оркестр из РУССКИХ НАРОДНЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. В художественном фильме «Иван Васильевич меняет профессию» есть эпизод игры ансамбля стрельцов, которые в том числе играют и на русских народных духовых инструментах. Это напоминает нам всем нашу русскую военную музыкальную культуру в прошлые века!

Надо отметить, что Европейские военные оркестры в России были созданы по образу Европейских военных оркестров только в 19 веке. В составе царских, а затем и военных оркестров СССР входили: трубы, тромбоны, валторны, кларнеты, тубы и т.д. Но, можно было бы в Новой России в настоящее время создать военный оркестр или ансамбль из современных русских народных  духовых инструментов по образу военного духового оркестра стрельцов русского Царя Ивана Васильевича Грозного, но на новой качественной основе и с современным звучанием? Можно! Но для этого необходима нам всем иметь сильное желание доказать всему миру, а кто же мы — русские люди на самом деле такие и,  как бережно мы относимся к своей исторической музыкальной Родине.

Очень жаль, что мы всегда у себя в России развиваем только зарубежные военные духовые музыкальные инструменты, а свои подлинные русские народные духовые инструменты, в том числе и русскую волынку просто методично зарывали в землю. Но нет, нашелся в начале 21 века в новой России русский патриот главный военный дирижер, генерал — лейтенант Валерий Михайлович Халилов, который знал русскую историю военного музыкального дела России и готов был воплощать свою мечту в жизнь по развитию русских народных духовых инструментов………………Но, к сожалению он трагически погиб в авиакатастрофе 25 декабря 2016 году. Вечная память, мы долго будем помнить Вас, как дорогого нам русского  человека!

 

 

Применение современной русской волынки в русских народных оркестрах, в народных хорах и различных ансамблях

1 апреля, 2023

В настоящее время современная русская волынка и ее целое семейство: сопрано, альт, тенор, баритон и бас могут занять достойное место в партитуре русских народных оркестрах, ансамблях и народных хорах  в разных городах России, как достойные академические русские народные духовые инструменты. А вместе с волынками также достойно могут занять свое место и академические рожки: сопрано, альт, тенор, баритон и бас и свирели: сопрано, альт и тенор, академические жалейки: сопрано, альт, тенор, баритон и бас разных тональностей и т. д.

Природа звучания наших народных духовых инструментов только обогатит общее звучание всех народных коллективов. Не случайно например, в 1945 году в СССР Николай Петрович Осипов при создании нового русского народного оркестра ввел в Государственный Академический оркестр русские народные духовые инструменты: рожки. жалейки, свирели, волынки. окарины и т. д.. А в Государственном Академическом хоре им. М.Пятницкого с самого его рождения уже были рожки, жалейки, русские волынки, свирели и т. д.. А как приятно было бы сегодня, услышать пение наших русских народных хоров и ансамблей под современные русские волынки с разными бурдонами с подголосочной полифонией.

Такое ощущение, что не пришло у нас еще время для такого творчества и не родились еще новые поколения, которые могли бы достойно развивать русские народные духовые инструменты во благо нас всех.

Я уверен, что если бы сегодня, среди россиян нашлись желающие освоить русские народные инструменты, то для этого у нас уже есть русские народные духовые инструменты с академическим и темперированным звучанием.

ХРАНИ ВАС ВСЕХ ГОСПОДЬ!!!!!!!!!

ПОБЕДА БУДЕТ ЗА НАМИ!!!!!!!!!

Обращайтесь по т 8-903-1728188 Ваш П.Д.

История создания ансамбля современных русских волынок: 2 сопрано, альт, тенор и бас

13 марта, 2023

В начале 2014 года благодаря Артемию Воробьеву-руководителю ансамбля шотландских волынок Москвы и Московской области я имел возможность встретиться с Главным военным дирижером России, генерал — лейтенантом и главным дирижером фестиваля военных оркестров мира «Спасская башня» г.Москва тов. Валерием Михайловичем Халиловым по вопросу о развитии современных русских волынок в России. На этой первой встречи Валерий Михайлович поставил мне задачу сделать современные русские волынки: 2 сопрано, альт, тенор и бас. В течении 2014 года мне удалось изготовить современные волынки и получить одобрение от В.М.Халилова. В начале 2014 учебного года в Московском военном музыкальном училище под руководством педагога Олега Дробинского курсанты с радостью стали осваивать его фольклорную русскую волынку. А в 2015 году феврале м-це мне позвонили из этого же училища и предложили преподавать вместо фольклорной волынки Олега Дробинского семейство академических и темперированных современных русских волынок: сопрано, альт, тенор бас. В 2015 году апреле м-це мы с курсантами за короткое время записали старинные солдатские военные марши (запись хранится у начальника училища), а в июне м-це в 2015 году на отчетном концерте мы успешно выступили с ансамблем перед руководством училища. В начале учебного 2015 — 2016 г.г  руководство училища вновь создало со мной, пенсионером, новый договор о праве преподавать курсантам современные русские волынки. В 2016 году в июне ме-це на отчетном концерте ансамбль курсантов показал новый репертуар и руководство училища выдали мне хорошую характеристику за развитие современных русских волынок. Однако, в 2016 в августе ме-це в начале 2016 — 2017 учебного года руководство училища отказало мне в дальнейшей работе по развитию современных русских волынок……………………………

Уже только сейчас у меня появились мысли о возможных причинах отказа мне в работе в училище по развитию современных русских волынок:

Первое: в Московском военном музыкальном училище им. В.М.Халилова  основными инструментами у курсантов считаются все таки духовые инструменты военного духового оркестра: труба, тромбон, валторна, туба, кларнет, гобой,фагот и ударные инструменты. А так как я в прошлом служил в военном духовом оркестре и играл на трубе, то естественно курсантам параллельно учиться играть на «АМБУШЮРНЫХ» трубах и одновременно на «ЯЗЫЧКОВОЙ» современной русской волынке это вполне реально. Тем более, что моя современная русская волынка имеет академическое развитие и к ней должен быть подход, как классическому духовому инструменту, но никак фольклорному инструменту, и требования должны быть такими же высокими. В целом считаю, что игра курсантов на русских духовых инструментах только широко развило бы их музыкальное инструментальное искусство и о чем всегда говорил начальник училища А.П.Герасимов, что мои курсанты могут все делать на отлично! Браво!

Второе: Главный руководитель училища всегда поддерживал меня в освоении современных русских волынок. Но, в руководстве училища находились и те, кто не очень верил в успех развития русских волынок. Возможно в них просто отсутствовал патриотизм к своей родине -Россия…..

Третье: А вот педагоги училища в целом были рады развитию современных русских волынок. Тем более, что на повестке в будущем в училище могли бы найти свое развитие: академические рожки, жалейки, свирели, кугиглы, брелки и народные ударные инструменты. А главное, на базе училища в итоге могли создать Первый Русский военный духовой оркестр состоящий из русских народных духовых инструментов: русских волынок, рожков, жалеек, свирелей, брелок, кугигл, окарин и ударных народных барабанов по примеру Первого Русского Военного оркестра Первого Русского Царя Ивана Васильевича Грозного в 1547 года, но только с академическим и темперированным строем способным играть в унисон нота «ля» 440 герц.

Четвертое: это был мой первый опыт в создании ансамбля современных русских волынок: сопрано, альт, тенор и бас. И мне на ходу приходилось корректировать геометрию и физику мундштуков всех волынок, чтоб курсантам легче и качественнее по строю было бы играть в унисон на волынках единым ансамблем. Я очень благодарен курсантам училища, а так как наша общая работа в освоении современных русских волынок тогда помогла мне убедиться еще и в том, что Валерий Михайлович Халилов был всегда прав во всем и во всех конструктивных особенностях наших с ним академических волынок с темперированным строем и «двухголосным» звучанием. А далее он мечтал к звучанию современных русских волынок подсоединить в будущем и другие академические духовые русские народные инструменты: рожки, жалейки, свирели т. д.. А также в будущем мечтал создать и развивать академические духовые инструменты и других народов нашей ВЕЛИКОЙ РОССИИ! БРАВО!!!!!!!

Когда руководство училища не взяли меня на работу — учебный год 2016-2017 год. Но веря в наше общее дела по развитию современных русских волынок, В.М.Халилов предложил в итоге нашему ансамблю волынщиков тогда выступить в 2016 году в сентябре м-це перед ним. В нашей беседе тогда он был в общем рад существованию современных русских волынок и мечтал нас приглашать на различные концерты. Но, в 2016 году 25 декабря Валерий Михайлович Халилов и Государственный Военный Ансамбль имени Александрова трагически погибли в авиакатастрофе в Сочи. И в дальнейшем его дело фактически было окончательно уничтожено  руководством Московского военного музыкального училища им.В.М.Халилова и не восстановлено и в настоящее время ……

P.S. До сих пор, горе о гибели выдающегося музыканта не покидает меня, но осталась только творческая радость вспоминать наши встречи с В.М. Халиловым. Однако, одновременно и часто меня посещают мысли, что он мог вполне наш уникальный ансамбль современных русских волынок: сопрано, альт, тенор и бас взять на тот рейс 25 декабря 2016 года в Сирию.

СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА В.М.Халилову! Русские люди никогда не забудут Вас — ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК!

В главном: «Сердце» современной русской волынки это деревянный или металлический мундштук в виде капсулы вставленный в деревянную цилиндрическую трубку с игровыми отверстиями, в котором с разных его сторон сделаны прорези, на которые в итоге устанавливаются одинарные одинаково в унисон настроенные трости, которые мы назвали «двоякими или двухголосными»

16 января, 2023

Обычная игровая трубка фольклорной русской волынки  в целом в старину  представляет собой пастушью дудку (жалейка), которая состоит из частей: мундштука с надрезанной на нем одинарной накладывающейся трости, из деревянной трубки с игровыми отверстиями и раструба из березовой коры или коровьего рога.

В настоящее время, чтобы добиться полноценного и яркого стройного звучания всего диапазона полной октавы игровой трубки современной русской волынки и при этом с прямой аппликатурой, мы, с В.М.Халиловым сделали для начала отдельный металлический или деревянный мундштук к игровой трубке современной русской волынки в виде капсулы длинной 50 мм., на котором затем на этом мундштуке с разных его сторон сделали две одинаковые прорези и на них установили две равноценные унисонные одинаковые по строю накладывающиеся трости и укрепили их обжимным кольцом. Назвали такой мундштук «двояким или двухголосным». Такой вид нового мундштука с двумя тростями  с боков трубки чем то в прошлом напомнил нам охотничий манок. В 60 годы 20 века такой манок везде  продавался в магазинах СССР «Охота и рыболовство» и издавал за счет колебания двух тростей более яркий звук, чем манок с одной тростью. При этом не надо только наш новый «двоякий или двухголосный» мундштук путать с мундштуком с парной или двойной тростью шотландской волынки (типа гобоя). Браво!

В итоге сегодня такой «двоякий или двухголосный» мундштук дает нам стройное яркое унисонное звучание для всех современных русских волынок разных регистров: сопрано, альт, тенор, баритон и бас —  главное он позволяет во всех игровых трубках волынок: сопрано, альт, тенор, баритон и бас стройно и легко находить звуки в пределах их октав, а также дает возможность увеличивать диапазон их звучания за счет дополнительных колен к ним даже в пределах полторы октавы, а также иметь полноценный  хроматический звукоряд за счет клапанов. Браво!

P.S.

Кандидат физико-математических наук тов.Пищулин Антон также стал исполнителем на своей современной русской волынки, а также он успешно освоил изготовление современных русских волынок с «двоякой или двухголосной» тростью. Сегодня, он успешно играет на своих волынках сопрано и альт, а также легко играет на игровых трубках отдельно от своих волынок, как на жалейках.Браво друзья!

Несмотря на то, что в целом изготовление современных русских волынок с «двоякой или двухголосной тростью дает более устойчивое октавное звучание в их игровых трубок. Фольклорная русская волынка с одинарным накладывающем язычком сегодня также имеют право на развитие. Так например успешно в этом направлении работает Василий Иванов из Питера. А вот фольклорист Сергей Старостин продвигает в своей работе тверской рожок, что в принципе представляет собой одинарную язычковую жалейку. На рожке правда высокие звуки второй половины октавы он добирает искусственно «зубами» на слух. К сожалению, это трудоемкое занятие и оно больше может подходить к сольному исполнению, но никак к ансамблевой игре на жалейках в унисон. Все мастера по жалейкам в 70 и 80 годы 20 века на МЭФМИ — Московская экспериментальная фабрика музыкальных инструментов, а их было примерно 13 человек: С.Бутушин, В.Титов, А.Агеев, А.Астахов и другие  изготавливали свои жалейки с игровой трубкой с одинарным язычком. Но вот на практике отмечено исполнителями, что их жалейки во второй половине гаммы имели не точное попадание, особенно на больших интервалах. А вот жалейки настроенные в разных регистрах изготовленные с «двоякой или двухголосной» тростью легко позволяют всем исполнителям играть все звуки точно с любыми интервалами в пределах любой октавы. Еще в 60 годы 20 века Академик К.Вертков писал, что жалейка вышла из русской волынки. Вот и получается, что изготовление игровой трубки современной русской волынки с «двоякой или двухголосной» тростью теперь позволяет игровую трубку современной русской волынки использовать, как и жалейку отдельно от волынки! Браво друзья!

Идея же развития двухголосных современных русских волынок нам с В.Халиловым во многом подсказало существование уже самих русских гармоник и баянов, которые  имеют как одноголосное, двухголосное, трехголосное и четырехголосное звучание. Однако, во всех гармониках, фисгармонии, органах и китайском шэне все их голоса одинаково называются проскакивающиеся. Но только в русской волынке, современной русской волынке, кларнете, саксофонах и во всех бурдонах и дронах в мировых волынках все голоса одинаково называются накладывающиеся. Никуда тут не денешься ФИЗИКА! Браво друзья!

Третий вид трости это парная или двойная трость. Такие трости ставят на игровую трубку шотландской, немецкой, испанской, гобой, фагот, дудук и  т. д.. Но это отдельная тема для разговора. Например, в России есть военный дирижер и полковник В.Мясоедов, который успешно освоил шотландскую волынку и в одежде шотландского музыканта в юбке (килт) часто показывает всем  иностранное искусство, вместо русской волынки. В России есть еще известные некоторые музыканты, которые успешно играют на шотландских волынках и т.д. Например Московский оркестр шотландских волынок под управлением А.Воробьёва и ансамбль шотландских волынщиков В.Лепехина, но их устраивает это и Бог им судья. ……………………………………………….

Нам же со своими инструментами — русскими волынками пора бы по быстрей разобраться, а главное у себя в России активно развивать современные русские волынки, как это мечтал сделать главный военный дирижер России и начальник хора имени Александрова известный всем генерал — лейтенант В.М.Халилов, который кстати успешно продвигал в России в начале 21 века на международном фестивале военных оркестров мира «Кремлевская зоря», а затем и «Спасская башня» и оркестры из шотландских волынок! Разные национальные волынки в России до сих пор бытуют в каждом народе нашей необъятной России и  их разнообразие и их древнее развитие тоже заслуживает огромное уважение со стороны русского народа. Браво друзья! Широкое поле деятельности по развитию интернациональных волынок только в России. Бросайте на некоторое время россияне свои хайлэнды, дудульзаки, гайты и переходите к игре на современной русской волынке!

СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! ВАЛЕРИЮ МИХАЙЛОВИЧУ ХАЛИЛОВУ!

Волынка это древнейший русский духовой инструмент…….

11 января, 2023

Волынка, а именно еще и ее название, ну никак ни шотландский или тем более  другой инструмент мира. К радости у всех народов мира на этот счет есть свои национальные названия. Ведь русские люди в древние времена всегда волынкой называли древнерусский язычковый народный духовой инструмент, который состоял из пастушьей дудки (тип жалейки) с игровыми отверстиями, бурдонов (тип жалеек), вдувной трубки и мешка для воздуха из мочевого пузыря или желудка домашнего животного. Под русскую волынку с древних времен русские люди водили хороводы.

Ну, а одежда, например у шотландского музыканта мне все таки нравится их древний большой национальный плед, ну никак короткая юбка (килт), но эта их мода и это можно не обсуждать, кому что нравится. Даже мне  помнится еще в начале 90 годов 20 -века в Москве на Вернисаже по рынку бегали шотландцы — взрослые мужики с волосатыми ногами в своих юбках и привлекали внимание всех прохожих на свою моду и при этом радостно задирали вверх свои юбки и некоторым россиянам было очень забавно и чудно смотреть на это безобразие Запада……….

Да, чего тогда в 90 годы 20 века перестройки в России чего только не было.. Иностранцев в Москве со всего мира например было полно со своей национальной культурой. И при этом они везли и навязывали нам свою, в том числе и волыночную культуру. Естественно многие из нас ее принимали за чистую монету, как дань моде. А лучше было бы все таки активнее развивать нам  например и свою современную русскую волынку, как это делал главный военный дирижер России и генерал — лейтенант В.М.Халилов.

 

Русская народная песня «Заиграй моя волынка»

28 ноября, 2022

Русский народ создал русскую народную песню «Заиграй моя волынка». Это же песня напоминает нам всем русским людям о древнем существовании вот уже много веков у нашего великого народа подлинно древнего русского народного духового язычкового инструмента «ВОЛЫНКА». И таких песен прославляющих наш инструмент есть на самом деле большое количество. Но, сегодня русскую народную песню «Заиграй моя волынка» к нашей радости часто играют на русской народной балалайке, но не на русской волынке. Согласимся друзья, что нам всем настала пора исполнить нашу русскую народную песню «Заиграй моя волынка» на подлинно развитой  современной русской волынке и с вариациями, как это исполнял в прошлом нам известный балалаечник Трояновский. И в этом нам в настоящее время поможет исполнить только современная русская народная волынка с разным количеством бурдонов и никто более!

P.S.

К сожалению сегодня, на шотландской волынке, то есть на их хайленде и bagpipe или других волынках мира исполнить например русскую песню «Заиграй моя волынка» практически не возможно. А вот шотландские, немецкие и т. д. традиционные мелодии на современной русской волынке исполняются легко. И даже в этом наша современная волынка впереди планеты всей! Тем более при этом надо еще сказать, что современная русская волынка имеет в своем арсенале целое семейство хроматических волынок звучащих в разных регистрах: сопрано, альт, тенор, баритон и бас — а это уже целый ансамбль и оркестр современных русских волынок!

Так давайте же, пожалуйста, друзья волынщики России наконец — то покажем всему миру наше подлинное волыночное искусство в 21 веке и объявим этим нашу ВЕЛИКУЮ достойную победу перед всем Западом!

И об этом о всем мечтал главный военный дирижер России, генерал — лейтенант и руководитель ансамбля Александрова В.М.Халилов, который при этом и даже создал целое семейство более современных русских народных волынок: сопрано, альт, тенор, баритон и бас! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! ВАЛЕРИЮ МИХАЙЛОВИЧУ ХАЛИЛОВУ!