‘Новости’

Что такое Тверской или Курский «рожок» и современные жалейки…….

3 февраля, 2022

Тверской или Курский «рожок» есть древние ЯЗЫЧКОВЫЕ пастушьи дудки. Обладая самобытными тембрами звучания, на протяжении всей истории развития России они изготавливались пастухами для пастьбы домашних животных, как сигнальные инструменты, а также рожки активно участвовали в народных праздниках с песнями и плясками.

В 60 годах 20 столетия академик К.Вертков в своих трудах «О развитии русских духовых народных инструментах в СССР» писал, что вот например «ЖАЛЕЙКА», есть современный музыкальный русский духовой народный ЯЗЫЧКОВЫЙ профессиональный инструмент, которая вышла из ИГРОВОЙ ТРУБКИ РУССКОЙ ВОЛЫНКИ. Выходит, что «ЖАЛЕЙКА» это уже СОВРЕМЕННАЯ ПАСТУШЬЯ ДУДКА и изготавливалась она современными мастерами с полным качественным АКАДЕМИЧЕСКИМ СТРОЙНЫМ ОКТАВНЫМ ЗВУЧАНИЕМ для игры и  применения в профессиональных русских народных ансамблях и оркестрах.

Сегодня современные мастера продолжают изготавливать Тверской и Курский «рожок» по-старому с квинтовым или секстовым диапазоном звучания. Такие «РОЖКИ» представляют прежде собой обычный древний пастуший  ФОЛЬКЛОРНЫЙ тип русского народного духового ЯЗЫЧКОВОГО инструмента «ПАСТУШЬЯ ДУДКА».

В начале 21 века современная русская волынка и ее целое семейство: сопрано, альт, тенор, баритон и бас — изготовленные генерал — лейтенантом и руководителем ансамбля имени Александрова В.М.Халиловым представляют собой СОВРЕМЕННЫЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫЧКОВЫЕ ДУХОВЫЕ инструменты способные качественно стройно играть в разных ансамблях и оркестрах. А главное, игровые трубки современных русских волынок могут отдельно от своих кожаных мешков (резервуарах с воздухом) качественно стройно АКАДЕМИЧЕСКИ играть, как ЖАЛЕЙКИ в разных регистрах.

Однако, почему современные жалейки в настоящее время активно не развиваются сегодня в России: да, потому что во второй половине 20 века каждый мастер всегда настраивал свои жалейки под свое дыхание, отсюда часто исполнителям трудно было подстроится под дыхание каждого мастера и тем более как правило все эти жалейки имели не стройные верхние звуки второго тетрахорда гаммы. В игре на таких жалейках ансамблем очень трудно было часто добиться стройного звучания и у музыкальных критиков во второй половине 20 века сложилось мнение, что русские народные инструменты должны якобы не много не строить. А уже в начале 21 века жалейки разных регистров из современных русских волынках изготовленные В.М.Халиловым зазвучали высоко качественно стройно.

P.S.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО К.ВЕРТКОВУ:

СЛЕДУЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯМ АКАДЕМИКА К.ВЕРТКОВА: БЫЛО БЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО ВСЕГДА ВСЕМ МАСТЕРАМ НАСТРАИВАТЬ СВОИ ЖАЛЕЙКИ, ПРЕДСТАВЛЯЯ ИХ КАК БЫ В КАЧЕСТВЕ, КАК ИГРОВЫЕ ТРУБКИ САМОЙ ОБЫКНОВЕННОЙ РУССКОЙ ВОЛЫНКИ. А ДЛЯ ЭТОГО НАДО ПРОСТО ВСТАВИТЬ ЛЮБУЮ ЖАЛЕЙКУ В МЕШОК РУССКОЙ ВОЛЫНКИ И ПРОВЕРИТЬ, А БУДУТ ЛИ ПОЛНОСТЬЮ ЗВУЧАТЬ ВСЕ ЗВУКИ ЖАЛЕЙКИ КАЧЕСТВЕННО СТРОЙНО. ЕСЛИ ЭТОГО НЕТ, ТО КОНСТРУКЦИЯ ДАННЫХ САМИХ ЖАЛЕЕК НЕ СООТВЕТСТВУЕТ НУЖНЫМ КОНСТРУКТИВНЫМ ПАРАМЕТРАМ И ВЫСОКИМ КАЧЕСТВОМ ДАННЫХ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

ВЫВОД:

МЕШОК РУССКОЙ ВОЛЫНКИ В ДАННОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ И СЛУЧАЕ ПРИ КАЧЕСТВЕННОЙ НАСТРОЙКЕ И ПРОВЕРКЕ ЛЮБОЙ ЖАЛЕЙКИ ВЫСТУПАЕТ В РОЛИ, КАК БЫ «НЕЗАВИСИМОГО ВАШЕГО ТРЕТЬЕГО ЛЕГКОГО».

Отличия современной русской волынки от фольклорной русской волынки

10 января, 2022

Фольклорная русская волынка всегда существовала много веков на Руси. Она не имела массового развития, так как на ней мог играть в основном только сам мастер, который делал ее под себя с разной настройкой. Отмечается, что фольклорные русские волынки были разных разновидностей и они использовались в основном для хороводов и плясок с песнями, пока не появились в 19 — 20 веках гармонь и баян.

Созданная В.М.Халиловым — главным военным дирижером России, генерал — лейтенантом и Художественным руководителем ансамбля Александрова в начале 21 века современная русская волынка представляет собой целое семейство: сопрано, альт, тенор, баритон и бас. Они все имеют октавный диапазон звучания, хроматический звукоряд и главное способны качественно и стройно звучать в унисон единым ансамблем и оркестром.

После трагической гибели В.М.Халилова вопрос о развитии современной русской волынки в России больше не поднимался.

Однако, любители — мастера фольклорной русской волынки продолжают к нашей общей радости в России делать фольклорные волынки и тем самым радовать нас — россиян русским инструментальным народным творчеством.

 

Исторический путь развития русских народных духовых инструментов в России от простых фольклорных до академических со стройным звучанием на равных в любых оркестрах с традиционными музыкальными инструментами

1 октября, 2021

I.Первое русское государство в 1547 году создал первый русский царь Иван Васильевич Грозный и он же первым в мире создал военный русский народный духовой оркестр из русских народных духовых инструментов: 1) деревянные рожки разной длины (деревянные трубы с укороченными коническими стволами, с игровыми отверстиями и амбюшурными мундштуками), 2) деревянные пастушьи дудки — жалейки (с цилиндрическими стволами, с игровыми отверстиями и мундштуками с одинарными накладывающимися тростями), 3) разной длины свирели, с игровыми отверстиями (продольные цилиндрические флейты со свистками), сурны (разной длины конусные дудки, с игровыми отверстиями и с мундштуками с двойными или парными тростями), 4) русские волынки (кожаные мешки со вставленными в них пастушьими дудками — жалейками), 5) а также струнные инструменты звончатые гусли и 6) русские народные барабаны.

II.Первый российский император Петр Первый в начале 18 века создал первым в мире военный роговой оркестр из металлических труб разной длины…..

III.В России в середине 19 века на основе европейских военных оркестров были созданы первые военные оркестры из медно-духовых инструментов: труба, тромбон, валторна, туба.

IV. В начале 20 века был создан ансамбль из жалеек под управлением Смоленского

V. В начале 20 века под управлением Кондратьева был создан ансамбль «Владимирские рожечники»

VI. В 1975 году в Московском Государственном институте культуры студенты создали ансамбль из русских народных духовых инструментов: 1) брелка, 2) жалейки (сопрано, альт и тенор), 3) «Владимирские» рожки «(сопрано, альт, тенор) — русский народный ансамбль «Жалейка».

VII. В 1975 году на Московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов (МЭФМИ) под руководством генерального директора А.К.Гинзбурга был создан цех по производству русских народных духовых инструментов: рожки, жалейки, свирели, брелки, сурны, волынки на академической основе звучания.

VIII. В начале 21 века в 2014 году генерал — лейтенант и главный военный дирижер В.М.Халилов создал семейство современных русских волынок: сопрано, альт, тенор, баритон и бас вместе с мастерами русской волынки.

IX. В 2014 году под руководством начальника А.П.Герасимова в Московском военном музыкальном училище был запущен проект на создание суворовского ансамбля из современных русских волынок, а затем возможно в  дальнейшем создании суворовского оркестра из русских народных духовых инструментов: академические рожки, жалейки, сурны, свирели, кугиглы, современные русские волынки.

X. В 2016 году произошла авиакатастрофа. В ней погибли лучшие люди России и в том числе и ансамбль имени  Александрова вместе с художественным руководителем В.М.Халиловым.

P,S.

В настоящее время пока никто не родился в России, чтоб мог бы осуществить мечту В.М.Халилова в создании русского военного оркестра из русских духовых инструментов.

Каждый год в России проходит фестиваль военных оркестров «Спасская башня». Именно на этом фестивале В.М. Халилов мечтал показать всему миру Российский военный духовой оркестр из русских духовых инструментов….

Не ужели у нас в России не осталось достойных военных музыкантов и руководителей способных осуществить задуманное дело В.М.Халилова.

Есть в настоящее время достойный руководитель в России и это наш президент Владимир Владимирович Путин! Но нам простым людям, по вопросу в создании российского народного духового оркестра в России из разных народных духовых инструментов, как то до него далеко………….

Маленькие истории о волынках……….

21 августа, 2021

В.В.Андреев, будучи купеческим сыном из города Бежецка Тверской губернии, учился играть на скрипке, а затем в 1888 году создал на основе калмыцкой домбры «русскую» балалайку. А вот заняться реконструкцией и развитием своей старорусской народной волынки, как на то его уговаривала госпожа Вольская — русская исполнительница на собственной конструкции русской волынки, он не захотел или возможно испугался, что старорусская волынка никак не подходила к светской жизни царской России. А ведь и действительно старорусская волынка с времен скоморохов уже значилась в 19 веке в кругах русской интеллигенции и аристократии столичного Петербурга уж очень простейшим мужицким старорусским народным инструментом и не способным звучать в концертных залах с репертуаром русских народных песен и мелодий русских народных танцев. А вот если бы нам сегодня, помечтать, что если бы в конце 19 и начале 20 века В.В.Андреев создал современный оркестр из реконструированных старорусских волынок и при этом успешно исполнял русские военные марши ВЕЛИКОЙ РОССИИ! ВО СЛАВУ РОДНОГО ОТЕЧЕСТВА!..Но к сожалению, тогда никто не успел и подумать, как НАЧИНАЛИСЬ РЕВОЛЮЦИИ ……

А вот в Британии, в те времена так не думали о своем народном инструменте — бэгпайп. И в конце 19 века и в начале 20 века на основании старинной шотландской волынки (хайлэнд) мастера создали большую шотландскую волынку с единым строем и с тремя бурдонами, способную играть единым ансамблем и оркестром в унисон. А затем уже только в 1947 году в Англии создали КОРОЛЕВСКИЙ оркестр из реконструированных шотландских волынок. А далее только в начале 21 века к нам в Москву на фестиваль военных оркестров мира «Кремлевская Зоря» в 2007 году приехал оркестр из шотландских волынок и нам — россиянам и нашему русскому древнейшему государству мира показали , как можно из своей национальной волынки сделать «ВЕЛИКОЕ ЧУДО»! Ну, а мы тогда у себя в России после фестиваля почему то не стали активно создавать свой оркестр русских волынок, а стали создавать шотландские ансамбли, хотя у нас самих под ногами уже лежали свои современные реконструированные русские волынки: сопрано, альт, тенор, баритон и бас — с большой историей развития. Возможно, у многих наших молодых людей тогда сказалось не знание своей истории русской волынки или как всегда еще со времен СССР в нас вновь   возникло низкопоклонство перед Западом, а возможно появились конъюнктурные дела, как то заработать….

В СССР в советской духовной жизни народа старорусская волынка не нашла развития и была заменена немецкой гармонью, аккордеоном и баяном. Однако, русская волынка своим полифоническим и продолжительным звучанием великолепно бы подошла для озвучивания многих протяжных русских народных песен, исполнения духовных песнопений и православных песен и колядок. Более того в советское время на основе современной русской волынки мы могли бы успешно создать ансамбли и оркестры для исполнения народных военных маршей на основе русских народных песен, что больше бы помогло нам всем в воспитании будущих поколений.

В начале 21 века главный военный дирижер России и генерал — лейтенант В.М.Халилов создал целое семейство современных русских волынок: сопрано, альт, тенор, баритон и бас — способные играть в унисон академически в ансамбле и оркестре. Получается, что в природе существования старорусской волынки были и есть ОГРОМНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ! А еще В.М. Халилов мечтал в будущем создать ЕДИНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ДУХОВОЙ ОРКЕСТР из современных русских волынок, академических рожков, жалеек, брелок, свирелей, кугигл, свирелей  и народных ударных инструментов: русские барабаны, трещотки, бубны, ложки, рогачи, бубенцы и т. д. А еще по примеру русского народного духового оркестра малым и большим народам России на основе их самобытных народных духовых инструментов помочь создать им свои народные духовые оркестры. А в итоге в целом всё это объединить и исполнить музыкальное произведение ЕДИНЫМ большим духовым народным оркестром народов России в столице Москве на фестивале военных духовых оркестров мира «СПАССКАЯ БАШНЯ».

В настоящее время мастер — Василий Иванов изготавливает русские волынки с закрытой аппликатурой. Нам это очень нравится, а это фольклорные волынки с хорошей настройкой. Считаем, что это имеет тоже право на жизнь и чем символизирует большие возможности развития у русской волынки в будущем. Есть еще много мастеров в России, которые изготавливают свои модели русских волынок и это хорошо.

Хотелось бы нам всем постепенно объединится в Единый союз мастеров русской волынки и может быть с  этим  постепенно начинать широко привлекать россиян к игре на русской волынке.

Генеральный директор Альфред Карлович Гинзбург создал в Москве в 70 — 80 годы 20 столетия при поддержке министерства местной промышленности Московскую экспериментальную фабрику музыкальных инструментов по производству разных музыкальных инструментов и в том числе русские народные духовые инструменты: жалейки, рожки, волынки, брелки, свирели, кугиклы и разные русские народные ударные инструменты. Мастера — надомники успешно делали народные духовые инструменты и в этом им во многом помогала их основная профессиональная работа в оркестрах и ансамблях, таких как оркестр Осипова, оркестр «Русские Узоры» и т. д.  Главное эти русские народные духовые инструменты: рожки, жалейки, волынки, свирели, брелки считались, как  просто фольклорными инструментами, а не профессиональными традиционными, как например балалайка и баян. В во второй половине 20 века министерство культуры РСФСР и другие министерства страны не позаботились создавать учебные классы рожка, волынки и свирели в музыкальных школах и училищах, хотя если где то и были в то время организованы кружки по обучению на народных духовых инструментах, то это развивалось крайне  самодеятельно.

Вновь сегодня созданный Единый союз мастеров русских народных инструментов мог бы по примеру А.К.Гинзбурга создать в настоящее время вновь такое предприятие и выпускать качественную продукцию для нашей Родины. А с созданием предприятия союз мастером мог бы обратиться в министерство культуры и образования  по поводу придать русским народным духовым инструментам статус государственных традиционных инструментов и с дальнейшим созданием класса русской волынки, рожка, жалейки в музыкальных школах, училищах и институтах по всей стране. Сегодня например в республике России Татарстане и Башкирии есть классы преподавания на их народных духовых инструментов, потому что эти инструменты есть в реестре этих республик. А у нас например в Москве куда например ни придешь в любую музыкальную школу, то класса русских народных духовых инструментов нет, а нет почему да потому, что не выделяются государством деньги на их преподавание. А еще интересно, в институте Гнесиных есть кафедра национальных народных инструментов. Но там есть только класс гармони и гуслей звончатых, а класса рожка, русской волынки, свирели нет до сих пор. Так вот там господин Маляров вынужден как то рассказывать студентам о русских народных инструментах, но согласитесь этого мало для подготовки преподавателей и исполнителей на этих уникальных инструментах для многих русских народных оркестров России. А дополнительное образование в музыкальных школах на обучение на народных духовых инструментах платное и никто не идет. Потом, если учащийся учился в музыкальной школе на волынке, то у него в свидетельстве пишут предмет и он может смело идти в музыкальное училище и получать диплом преподавателя по классу например русская волынка.

P.S.

Историческая справка!

Первый военный духовой оркестр в 1547 году создал в ПЕРВОМ РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ это ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ЦАРЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ. Этот русский народный оркестр состоял из русских народных духовых инструментов: рожки, волынки, жалейки, брелки, свирели, кугиглы и русские барабаны и других ударных народных инструментов.

В начале 18 века ПЕРВЫЙ ИМПЕРАТОР РОССИИ это ПЕТР ПЕРВЫЙ создал русский военный духовой оркестр из металлических рогов. Оркестры тогда назывались РОГОВЫЕ ОРКЕСТРЫ и состояли из 300 и 400 человек.

И только в середине 19 века из Европы в Россию пришли медно — духовые инструменты: трубы, тромбоны, валторны и т. д. В настоящее время на их основе существуют современные военные оркестры России, как и во всем мире.

Сегодня мы, ВЕЛИКАЯ РОССИЯ!

Обращение от народа:

Мы, продолжатели В.М.Халилова и ценители дел нашего президента России В.В.Путина просим:

помочь нам, россиянам восстановить историческую справедливость в развитии музыкальной духовой музыки в России.

Если военные медно — духовые оркестры почетно живут и развиваются в настоящее время в России. УРА!!!!

Если роговой оркестр уже существует сегодня.УРА!!!!!

А вот русский народный духовой оркестр современных русских волынок, как завещал нам В.М.ХАЛИЛОВ до сих пор отсутствует  в России.

ПОМОГИТЕ!!!!!!!!ПОЖАЛУЙСТА!!!!!!!!!

Устройство русской волынки имеет много общего со всеми волынками мира

20 июля, 2021

Современная русская волынка создавалась вместе с главным военным дирижером России и генерал — лейтенантом В.М.Халиловым в начале 21 века на основе древнерусской волынки, в которой игровая трубка имеет звучание жалейки. А если взять шотландскую, немецкую и испанскую волынки, то их игровые трубки основаны на звучании русской брелки. А вот бурдоны и дроны всех волынок мира основаны на звучании жалеек. И получается в итоге, что только игровые трубки всех волынок мира различаются между собой разными тембрами и звучаниями, а в остальном все известные нам волынки мира имеют много общего между собой и тем самым к нашей радости представляются нам единой семьёй волынок мира.

Игровая трубка русской волынки имеет мундштук с одинарной накладывающейся тростью, как у жалейки, классического духового инструмента КЛАРНЕТА и САКСОФОНА. Игровая трубка шотландской, немецкой, испанской волынок имеет мундштук с двойной или парной тростью, как у русской брелки или классического духового инструмента ГОБОЯ и ФАГОТА.

Современная русская волынка и ее целое семейство: сопрано, альт, тенор, баритон и бас имеют игровые трубки с одинарной тростью, как у жалейки. Но для более стройного звучания всех жалеек в низком и высоком регистрах мне удалось разработать мундштук нового образца. Это когда в мундштуке с одинарной тростью, но с обратной его стороны этого же мундштука я поставил такую же трость настроенную в унисон. И в итоге у меня получился мундштук с «ДВОЯКОЙ» тростью, который дал мне много полезного в строе самих жалеек и волынок. Подсказку этой модели нового мундштука мне подсказал мастер по жалейкам Бутушин С.И. а ему подсказал сибирский мастер. И за это я очень благодарен всем своим коллегам и надеюсь, что в будущем это изобретение найдет понимание среди всех  музыкантов мира.

 

Моя игра на современной русской волынке сегодня

17 июня, 2021

Сегодня, подобно импровизационной игре Алексея Архиповского на балалайке, я также играю с импровизациями, но только на современной русской волынке и чаще это делаю под минус.

Более того, вот уже примерно 10 лет я играю на своей современной русской волынке не по нотам, а просто импровизирую на ней под знакомые мне мелодии, играя просто звуками волынки, и отчего у меня  получается всегда это по разному каждый раз, что прибавляет мне кайф от этого процесса и большой интерес в игре разной музыки на русской волынке.

Для того чтоб всем этим владеть, мне с начало важным было пройти большой путь в создании своей волынки, способной качественно строить, а также развить в себе бережное отношение к музыкальному звуку, как основе всей музыки.

Однако, если в игре на балалайке Алексей Архиповский применяет разные звуковые электро «примочки», то я на своей волынке играю живым звуком с применением иногда звуковых «украшений».

Конечно, если я играю в ансамбле с другими инструментами, то естественно надо играть по нотам. Но мне пока нравится играть соло с импровизациями и  ни от кого не зависеть.

P.S

В детстве, когда я начал учиться игре на баяне в музыкальной школе, то уже после первого класса музыкальной школы я уже летом выходил с баяном во двор и начинал каждый вечер по слуху играть для всех людей знакомые всем мелодии песни и пляски. Это занятие мне очень нравилось, но мой педагог по баяну всегда ругал меня за такую игру. Однако, такая игра на баяне по слуху на протяжении всей моей дальнейшей жизни во многом мне всегда помогала. Всю эту игру на баяне считаю своей импровизацией на разные мелодии и думаю, что в игре на русских народных инструментах это просто всем начинающим музыкантам необходимо уметь импровизировать на разные темы и подбирать по слуху. Уверен, что если бы в настоящее время все музыкальные школы, училища и консерватории пошли по пути импровизации на разные темы и игра по слуху, то интерес к игре на русских народных инструментам в России был более высоким сегодня.

В настоящее время моя игра соло на современной русской волынке происходит также по слуху и с импровизациями на разные темы и чаще под минусовки. Единственно, диапазон игровой трубки современной русской волынки представляет собой октаву, но это мне не создает больших трудностей находить пути к озвучиванию тех или иных мелодий.

Главное, что в современной русской волынки, как и в древнерусской волынке, есть своя природная краска звука или тембр звучания, который ну никак не создашь на электронике. Главное, что эта краска звука и тембр звучание русской волынки в итоге пластично ложиться на любое звучание оркестра и ансамбля и минусовки и тем самым еще более обогащает любую музыку.