Жалейка русский народный духовой язычковый инструмент

11 марта 2013, Степанов Павел Оставить ответ »

Жалейка русский народный духовой язычковый инструмент. Ранее на Руси она имела другие названия например: дуда, дудочка, дудка и т. д. Сегодня жалейка это музыкальный инструмент используется как соло, так и различных оркестрах и ансамблях. В 20 веке известный советский академик К.Вертков, а также исследователь развития русских народных инструментов считал, что жалейка вышла из старорусской волынки, а именно из ее игровой трубки. А до этого она была в виде разных дудочек пастушьим и сигнальным инструментом и на ней русские люди исполняли народные песни и различные наигрыши. Если жалейка вышла из волынки, то она изначально была игровой трубкой старорусской волынки на которой в 16 веке Первом Русском государстве при Первом Русском царе Иване Васильевиче Грозном играли профессиональные музыканты (только не надо их путать со скоморохами и шутами). Если мы возьмем сегодня любую современную жалейку и вставим ее в мешок волынки, то она должна легко и стройно играть в нем, как игровая трубка, но этого не происходит. Получается, что мы мастера делаем не те жалейки. Значит нам пора пересмотреть способы изготовления жалейки и выработать для начала единый классический вариант жалейки. А то у нас сегодня получается, что ни жалейка от мастера, то все они разные по звуку и строю инструмент. Главное на сегодня ей хорошо бы вернуть мелодическое и стройное звучание, а не то чтоб она звучала резким звуком иранской трубы. Моя современная русская волынка мелодично и стройно играет в разных тональностях и регистрах. Если на ее игровой трубке поиграть отдельно от мешка, то это и есть настоящая русская жалейка. В итоге, если Вы покупаете у меня современную русскую волынку, то ее игровую трубку можно вполне использовать как жалейку.

P. S.

Профессиональный музыкант Кудряшов во второй половине 20 века очень красиво играл на жалейке в Государственном Академическом русском народном хоре имени М.Пятницкого. Его жалейка очень мелодично звучала. Те кто ее слышали, до сих пор помнят это звучание и восторгаются ее пению. Если например послушать произведения композитора Хватова 60 — х годов 20 века, то там как раз можно услышать жалейку Кудряшова. В дальнейшем жалейки, почему то стали делать из эбонита и они приобрели другие оттенки звучания. Кстати, жалейка Кудряшова могла играть и в русской волынке в качестве ее игровой трубки, чего к сожалению не скажешь о современных жалейках. Мне представляется, что настоящая классическая жалейка должна быть одновременно и игровой трубкой современной русской волынки с певучим и мелодичным звучанием. Тем кто быстрей начнет на такой жалейке играть, тем намного легче будет управлять современной русской волынкой.

Реклама

Добавить комментарий