Курский или тверской «рожок» есть обыкновенная сигнальная дудка и отличается красивым природным русским тембром звучания

17 октября 2013, Степанов Павел Оставить ответ »

Курский или тверской рожок есть духовой музыкальный древний язычковый инструмент. Правильнее его по — научному было бы всем называть сегодня обыкновенная сигнальная пастушья дудка, а по — современному фольклорная жалейка. Таких инструментов в царской России и при советской власти в 19 — 20 веках в разных русских деревнях у пастухов было достаточно много. Ведь в те времена на должность пастуха был всегда большой конкурс. И пастухами брали тогда самых лучших из всех, а именно, кто прежде всего мог хорошо играть на пастушьих сигнальных дудках и знать немного о медицине — ухода за домашними животными. Диапазон звучания пастушьих дудок был всегда не велик и это примерно 5 звуков, что мы и находим в настоящее время и в курском или тверском, как бы «рожке». Тембр звучания всех этих инструментов своеобразный и он особенно нравится коровам. Когда пастухи подавали определенные сигналы на таких пастушьих дудках, то стада коров отлично на них реагировали всегда и для этого даже не требовались для них кнут и плеть. Талантливые пастухи иногда умудрялись на своих пастушьих дудках играть даже плясовые наигрыши и некоторые русские народные песни. Когда им не хватало пяти  звуках на своих дудках для исполнения других различных народных песен, то некоторые пастухи находили способы на дудках делать больше игровых отверстий или с помощью разного прижима трости к своим губам добывать дополнительные звуки. В СССР например на Московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов в 70- 80 годах мы, музыкальные мастера, начали изготавливать жалейки с полным октавным диапазоном звучания и в разных тональностях и регистрах. Это уже были настоящие музыкальные духовые язычковые инструменты, на которых играли в ансамблях русскую народную музыку. И всем известный сегодня фольклорист Сергей Старостин на таких профессиональных жалейках мог тогда даже свободно играть джаз. Сегодня я тоже делаю такие жалейки, но более совершенные и качественные по строю. Более того все мои жалейки являются одновременно и игровыми трубками моей современной русской волынки. И все это благодаря моей новой «двоякой» трости, не надо только ее путать с парной тростью игровых трубок шотландской, испанской, немецкой волынок. Моя новая трость добавила моим жалейкам больше громкости, мощи, объемного звучания, певучести и легкости в исполнении ни только народных песен, но и исполнения классической музыки мира.

P.S. Первую свою волынку сделал 1979 году. Кстати ее игровая трубка имела всего шесть игровых отверстий и звучала, как курский и тверской «рожок». С этой волынкой, как экзотикой, я за короткое время успел выступить с концертами во многих странах мира. На Московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов в 1982 году я уже начал делать волынку с полным октавным диапазоном звучания, как и жалейку. Народная музыка в СССР развивалась и народные духовые инструменты росли вместе с ней. С перестройкой в России все это развалилось, процесс развития остановился. И только в начале 21 века мне удалось сделать современную русскую волынку. Те, кто стремится играть на курском или тверском «рожке» или уже играет, то это тоже хорошо. Только диапазон звучания его ограничен. А вот современная русская волынка, благодаря большому диапазону звучания, позволяет мне сегодня играть на ней ни только фольклор, русские народные песни или танцы, классику и разные мелодии мира в темперированном строе и академической манере звучания, но и главное качественно стройно играть на ней в составе с классическими инструментами.

Реклама

Добавить комментарий