Каждый день на улицах Москвы я стараюсь играть на современных русских волынках: сопрано, альт, тенор и бас. И многие люди с интересом слушают мои современные русские волынки и не знают, что они появились на свет благодаря главному военному дирижеру Халилову В.М.. На волынках я играю русские, немецкие, шотландские мелодии и современную музыку. Живое звучание моих волынок, без микрофонов, и их стройное звучание помогает мне на них играть напевно с импровизациями даже под минусовки. Некоторые профессиональные музыканты в звучании моих волынок находят много общего с саксофонами. Думаю, что они правы, ведь дело в том, что мои игровые трубки, то есть основные трубки моих современных русских волынок: сопрано, альт, тенор и бас по своему устройству очень схожи с тростями и мундштуками саксофонов и кларнетов. Например, мои игровые трубки имеют одинаковые накладывающиеся трости с мундштуками, как у кларнета и саксофона, но только они у меня примерно в два раза меньше в размерах и чуть тише в звучании, а также, внутренние каналы моих игровых труб волынок в два раза меньше внутренних каналов саксофонов и кларнета. Однако, для более яркой игры моих волынок на улице, я придумал к ним совершенно новую модель мундштука с тростями, но эта тема требует отдельной статьи и подробного изучение всеми нами. Уверен, что для начинающих исполнителей вполне все таки подойдет для начала волынка с одинарными тростями, а всякие там новшества с тростями могут касаться только профессиональных волынщиков. Звучание моих волынок нравится людям за их прямой и яркий звук и отличается он от обычных жалеек тем, что волынка с игровыми трубками и бурдонами в виде жалеек с помощью кожаного мешка может длительно и без прерывно звучать. А этот эффект звучания русской волынки иногда бывает необходим для длительного беспрерывного аккомпанемента для хороводных песен или протяжных духовных песнопений. К сожалению, способ звукоизвлечения на русской волынке, начиная с 20 века был утрачен всеми нами, хотя сегодня во многих хоровых песнях он бы пригодился, тем более что роль звучания в том числе и самих бурдонов русской волынки имеет значение басс остинато, как у Органа. Многие русские народные песни имеют подголосочную полифонию и русская волынка со своей полифоничностью была бы кстати им. Но, чтоб в умы мудрых педагогов внедрить понимание русской волынки, нужен новый подход в преподавании русской песни в учебных заведениях и одновременно подготовка исполнителей на русской волынке. Самое главное, что простым людям нравится русская волынка, а горе — специалистам от музыки эта тема далека от них, так как они в основном консерваторы музыки, то есть все учились в консерваториях как нибудь и чему нибудь. Вот пример: в 1996 году в Хоре М.Пятницкого создавался вновь с 50 — тых годов спектакль «Русская свадьба». Постановщиком для этого спектакля был приглашен к нам гениальный режиссер Шароев. Оказывается, он признался, что он в детстве учился играть на скрипке и когда я ему показал свою русскую волынку, то он с удовольствием ее принял и при этом попросил меня создать вместе с волынкой народный духовой ансамбль из жалеек и рожков. Кстати, тогда русская волынка с бурдонами пришлась кстати, ведь она со своими звучащими бурдонами легко создавала в целом контропукт для небольшого народного духового ансамбля. В общем спектакль тогда в концертном зале П.Чайковского прошел удачно. Все участники тогдашнего духового ансамбля получили звания: заслуженные артисты. Публика принимала на УРА!. Но, сегодня Вы русскую волынку редко услышите, потому что великого режиссера Шароева уже давно нет, а ведь он был всегда настоящим патриотом всего русского и был всегда уверен в своей правоте о истории русского народного инструментального искусства. СЛАВА Шароеву СЛАВА! К сожалению, в дальнейшем хор Пятницкого не взялся развивать у себя русскую волынку, что очень жаль и обидно за русское народное творчество.
P.S. Вы правы, волынка, как музыкальный инструмент был создан человеком еще до Новой Эры. Однако, славяне, а потом и русские люди создали на основе той древней волынки свою русскую волынку. И на протяжении многих веков русская волынка всегда была у русских людей и она применялась в том числе и для сопровождения хороводов с песнями. С развитием русского государства, на смену русским народным инструментам пришли в 19 веке классические инструменты и псевдонародные инструменты, как немецкая гармошка и калмыцкая домбра, превратившаяся в дальнейшем благодаря В.В.Андрееву в русскую балалайку. Ну, а русская волынка в музыкальных музеях ССССР постепенно благодаря инвентаризации была учеными окончательно уничтожена. В общем полифоническая игра народной русской волынки пришлась не ко двору царскому режиму в те времена. Нужны были кадрили, частушки, а к ним гармошка и балалайка, которые окончательно заложили новый путь в развитии русской народной музыки на многие десятилетия. Сегодня, в 21 веке вижу русская волынка благодаря шотландской волынке нравится многим людям. Возможно нравится ее звукоизвлечение, спокойное умиротворенное звучание и многое чего того, на это нам пока трудно ответить. Однако, вижу, что особенно нравится звук русской волынки детям. Ведь у них нежная душа и восприятие живого звучания русской волынки их всегда трогает. В итоге нам всем остается только верить в будущие поколения наших россиян, которые достойно возродят все таки русскую волынку и другие народные духовые инструменты.