Все о древнерусском народном язычковом духовом инструменте «Русская волынка»

27 мая 2020, Степанов Павел Оставить ответ »

Волынка это название древнерусского народного духового язычкового инструмента, который всегда существовал у русских людей на протяжении многих веков, но в 19 и 20 веках в России был вытеснен немецкой гармошкой и баяном. В настоящее время в России в основном развиваются иностранные волынки например: шотландская волынка — «хайлэнд», немецкая волынка — «дудульзак» и многие другие волынки, однако музыкальные русские мастера тоже начали воссоздавать русскую волынку. Основу любой волынки прежде всего составляет ее главная игровая трубка с игровыми отверстиями. Игровая трубка любой волынки основана на пастушьей дудке, однако русская пастушья дудка по — современному называется «жалейка» и состоит из мундштука с тростью, а также трубки — ствола с игровыми отверстиями и раструба. Если жалейка играет с прерыванием, то жалейка в русской волынке в ее бурдюке — кожаном мешке звучит в основном протяжно и по времени более продолжительно без прерыва. И в этом то и есть сам фокус звучания любой волынки и в том числе русской волынки, что своим длительным звучанием своей конструкции она больше подходила и подходит для русских народных хороводов с песнями. Русская волынка с игровой трубкой — жалейкой имеет еще и дополнительные к ней жалейки и называются они бурдонами, но у них нет игровых отверстий и они звучат, сопровождая звучание игровой трубки, единым однообразным звуком, как бы напоминая этим звучание органа «басс остинато», а так у русской волынки есть еще трубка с обратным клапаном и называется она — «вдувалка».

Современные шотландские мастера на основе своей средневековой волынке «хайлэнд» в 20 веке изготовили большую волынку «бэгпайп» с тремя дронами, с единым темперированным строем и стройными тональностями для игры вместе в унисон единым ансамблем и оркестром. До этого все национальные волынки звучали только отдельно, каждая сама по себе, как хотел того сам самодеятельный музыкальный мастер, как помогал ему в этом его музыкальный слух, его способности и его игровой опыт на волынке.

В начале 21 века по заданию главного военного дирижера и генерал — лейтенанта Халилова В.М. нам удалось на основе простой русской волынки сделать целое семейство современных русских волынок: сопрано, альт, тенор, баритон и бас с темперированным строем, с разными регистрами звучания, с широким диапазоном звучания и с элементами хроматики и т. д.. Фактически нам подсказал путь развития современной русской волынки это путь развития в 20 веке современной большой шотландской волынки, но уже для создания оркестра из современных волынок для будущих выступлений на международном фестивале военных оркестров «Спасская Башня».

Теперь остается нам всем ждать, когда найдутся в России патриоты, которые возьмутся развивать проект  Халилова В.М. по развитию современных русских волынок. Хотелось бы дожить до этого светлого времени.

 

Реклама

12 комментариев

  1. Дуда? ( белор. дуда, лит. duda, dudmaisis, польск. duda )— белорусский, литовский и польский народный инструмент, разновидность волынки.

  2. у белорусов волынка называется дуда, литовцев другое название…..а у поляков коза

  3. Волынка один из древнейших музыкальных инструментов, известных человечеству. Её история насчитывает не одно тысячелетие. Причиной этому — её незамысловатое и доступное устройство. Кожаный бурдюк и деревянная трубка — все, что необходимо для простейшего извлечения звука. История инструмента опирается на обширный исторический материал, включающий летописи, фрески, барельефы, статуэтки, старинные манускрипты, вплоть до лубочных картинок, изображающих волынки в различные периоды своего развития.

  4. Мощность звукового давления в шотландской волынке составляет 108 дБ. В горах или на открытом пространстве дальность звучания может достигать 6 км. Строй современной шотландской волынки — 446 Гц, в отличие от всех классических музыкальных инструментов, которые настраиваются в 440 Гц. Тем не менее, некоторые мастера шотландской волынки изготавливают инструменты с аутентичным, низким строем в 440 Гц.

  5. Высшими кругами общества волынка игнорировалась, так как её мелодию считали негармоничной, невыразительной и однообразной, она обычно считалась «низким», простонародным инструментом. Поэтому в течение XIX века волынка была постепенно вытеснена более сложными духовыми инструментами типа гармони и баяна .

  6. Расположение тональности шотландской волынки почти посередине между си — бемоль и си- бекар даёт ей ранг особой 25-й тональности, лежащей отдельно от известных 24 классических. Магия звучания шотландской волынки заключается в пронзительном тембре, громкости и постоянном сопровождении основной мелодии бурдонным тоном, который исходит из трёх труб, лежащих на плече исполнителя, и придает всему звучанию сильное магическое и завораживающее ощущение распевности. Все эти качества делают шотландскую волынку идеальным музыкальным инструментом для церемоний, парадов и создания торжественного настроения, равно как и для психической атаки .

  7. То, что большая шотландская волынка настраивается не точно по камертону ноты «ля» 440 герц, то это оказалось влияет на общий настрой всей гаммы волынки, но никак не говорит о какой то там новой 25 тональности. Например, в прошлом в баянах настраивали ноту «ля» 438 герц и общее звучание всех тональностей баяна отсюда было всегда занижено. Для заниженного строя язычковых инструментов волынок и баянов мастера в прошлом их трости делали всегда потолще и по крепче,именно для долговечности. Что же касается трех дронов большой шотландской волынки, то у них в каждом стоят одинарные трости, которые своим звучанием сочетаются в динамике с игровой трубкой шотландской волынки, в который стоит парная трость с ярким звучанием. Что касается парадов под оркестр шотландской волынки, то это отличный вариант, однако под оркестр современных русских волынок: сопрано, альт, тенор и бас было бы тоже отлично, и вот об этом мечтал главный военный дирижер и генерал — лейтенант Халилов В.М.

  8. Сведения об этом музыкальном инструменте имеются достаточно обширные в иконографических и письменных памятниках культуры русского народа, периода с XVI век по XIX век. Самое раннее изображение имеется в Радзивиловской летописи (XV век) на миниатюре «Игрище славян вятичей» В 2015 г. при раскопках на Пятницком раскопе в Старой Руссе была найдена деталь волынки — чантр (мелодическая трубка). Находка датируется концом XIV века и является древнейшей и единственной на территории русских княжеств

  9. Конечно, Америку Вы не открыли, но русскую волынку Вы нам открыли….Ведь она воплотилась в мечтах русских людей, но только в других государствах и у других народов. Но зато в начале 21 века мы россияне с Вами создали современные русские волынки: сопрано, альт, тенор, баритон и бас, которые лучшие из лучших!

  10. Все верно, но надо все поправить в 21 веке и заставить элиты всех государств, особенно России, уважать свои народы и возродить вновь русскую и другие волынки народов Руси.

  11. А Вы не пробовали замерить мощность звучание современных русских волынок. Строй современной шотландской волынки миксолидийский лад, а настройка ноты «ля» составляет примерно 432 герц и отсюда вся звучащая гамма звуков шотландской волынки намного ниже традиционных классических инструментов. А яркость звучания шотландской волынки придают ее звуки 2ой октавы и парная трость, а также три дрона.

  12. Правильно мыслите. Ведь волынки человеком создавались под танцы, которые продолжались часами и днями быть.

Добавить комментарий