Главные особенности современной русской волынки

21 марта 2013, Степанов Павел Оставить ответ »

В 20 веке К.Вертков — советский исследователь по развитию русских народных инструментов в своей книге писал, что «ЖАЛЕЙКА» вышла из древнерусской волынки. Выходит игровая трубка древнерусской волынки это и дудка — жалейка. Только игровая трубка волынки звучит длительно, а вне волынки дудка — жалейка звучит прерывисто и громче. Древние русские люди волынку использовали для сопровождения народных танцев, а дудку — жалейку для подачи сигнала во время пастьбы животных. С появлением в мире новейших волынок, мне удалось на основе старорусской волынки сделать современную русскую волынку с качественным строем, с диапазоном звучания «нона», с новой «двоякой» тростью (только не надо ее путать с двойной тростью) и с четырьмя раздвижным кулисными бурдонами: сопрано, альт, тенор и бас — как в хоровой партитуре. В настоящее время моя игровая трубка может вне мешка волынки играть самостоятельно качественно и стройно «ЖАЛЕЙКОЙ». Выходит, что К.Вертков был прав, когда писал, что жалейка вышла из русской волынки. Если ваши жалейки в волынке не играют и не строят, то это не классические жалейки, а просто сигнальные дудки. Как правило на таких не стройных дудках исполнителю трудно играть различные мелодии. Предлагаю всем мастерам жалеек за ранее проверять настройку своих дудок — жалеек в современной русской волынке, так как дутье у каждого мастера бывает разное.  

P. S.

Конечно, пастушьи сигнальные дудки появились гораздо раньше волынок. К.Вертков писал, что жалейка вышла из волынки, то возможно он прежде всего имел в виду жалейку, как музыкальный русский народный инструмент второй половины 19 века с полным диапазоном звучания октава, а не ранее сигнальную дудку с пятью звуками просто для пастьбы животных. Сегодня, у нас такой сохранился курский рожок с пятью игровыми отверстиями. Среди музыкальных русских народных инструментов он прежде является сигнально — фольклорной дудкой, очень похожей внешне на нашу жалейку. Есть пастухи и талантливые музыканты которые за счет своего мастерства, музыкального слуха и своеобразной трости до сих пор умело играют на этой дудке разные наигрыши и русские народные песни. Просто они помимо основных пяти звуков этого рожка умудряются дополнительно извлекать еще звуки за счет трости. Конечно, такая дудка не может быть игровой трубкой современной русской волынки, так как ее основной диапазон звучания составляет всего пять звуков. А вот в древней русской волынке она вполне могла быть игровой трубкой, потому как древние русские волынки наверняка имели изначально всего диапазон звучания квинта или секста. В дальнейшем с возникновением в 16 веке Русского государства русская волынка начала активно развиваться и диапазон звучания ее игровой трубки в итоге вырос в октаву. Не все простые люди тогда могли приобрести русскую волынку, а вот ее игровая трубка в виде народной дудки успешно нашла свое развитие в народе. Во второй половине 19 века под народную дудку русский народ во всю пел и плясал, а также под ее звуки хоронили усопших и тогда русскую дудку стали называть «ЖАЛЕЙКА».

Реклама

Добавить комментарий