Волынка в общем инструмент бедняков. Сложного ничего нет. Взял и сшил из шкуры животного мешок, а в него вставил игровую трубку с отверстиями, бурдон и вдувную трубку. Получился классический вариант волынки. Игровая трубка играет мелодию, а бурдон длительно однообразно озвучивает ее. В шотландской, испанской, ирландской, немецкой, французской, и т. д. волынках игровая трубка имеет мундштук с парной тростью, на подобие гобоя, когда берется свернутый под конус латунный лист и на него устанавливают две камышовые пластинки связанные между собой проволокой и нитками. Это сложный тип мундштука, появился только во времена средневековья. Звук в основном гнусавый и высокий. А аппликатура игровой трубки ломаная и трудная в освоении. Под такой тембр звучания у меня любят кошки и коты плясать дома. А вот есть славянские, шведские, голландские, датские, болгарские, русские, белорусские, украинские и т. д. волынки, у них уже мундштук с одинарной тростью, на подобие кларнета и саксофона, только меньше в размере. Это самый древний тип мундштука, когда берется камышовая трубка и на ней надрезается лепесток — трость. Аппликатура прямая и легкая в освоении. Такой тембр звучания любит «священное животное» — корова, отсюда и названия «волынка» от слово «вол — бык — мычать». Поэтому, если судить по названию волынка, то это первозданное, а уж потом только идет предметное название: «мешок и дудка» — «bagpipe» и т. д. Однако, сегодня тембр звучания шотландской волынки многим нравиться. Здесь реклама и конечно, красивый тембр высокого гобоя «английского рожка». А главное военная выправка исполнителей. Волынки с одинарными тростями в игровых трубках несколько уступают по силе звука и т.д. Да и рекламы особой нет. В современных условиях одна волынка с одинарной тростью звучит все таки слабовато, и чтоб добиться силы звука в игровой трубке отечественной волынки, мне пришлось сделать эксперимент и поставить в нее мундштук с «двоякой» тростью, когда на камышовой трубке с разных сторон надрезаешь два лепестка — трости, не надо только путать с гобойной. Эффект превзошел все ожидания. Такую модель волынки с успехом обыгрывал два года на Старом Арбате. Именно эту волынку и рекомендую всем желающим, которая по тембру остается все таки жалейкой с более плотным звучанием во всех регистрах. В Африке с древних времен играют на различных дудках с мундштуками «двоякой» тростью, типа моей. И под барабаны они очень сильно звучат. В Древней Руси и во времена Петра Первого бытовал музыкальный духовой инструмент под названием «Сурна». Он являлся инструментом терских казаков и имел много разновидностей: сурна, суренушка и т.д. В то время собой представляли целый оркестр. Они были низкого и высокого звучания. И у них был зычный и мощный звук. Есть предположение, что в их игровые трубки вставляли мундштуки с «двоякой» тростью, это когда на камышовой трубке с разных сторон надрезали два лепестка — трости. В свою игровую трубку волынки я установил такой же мундштук с двумя тростями, практически тоже самое. И получилось новое, хорошо забытое старое. Игровые трубки делаю в разных регистрах и разных тональностях, поэтому и получаются у меня волынки: сопрано, альт, тенор и бас. На бурдоны же всех волынок мира устанавливают мундштуки только с одинарными тростями. В шотландском хайлэнде их называют дронами и они являются аккомпанементом к основной игровой трубке.