‘Размышления’

Время покажет……..

5 сентября, 2017

В Москве 2017 году прошел 10 международный фестиваль военных духовых оркестров  «Спасская башня». Многим очень  понравилось выступление военного оркестра из Белоруссии с волынкой — дудой, которая кстати очень схожа со звуком русской волынки сопрано. И теперь следуя их примеру, может быть в российских военных духовых оркестрах пора появится нашей русской волынке, о которой мечтал дирижер и организатор «Спасской башни» генерал — лейтенант Халилов В.М. Сегодня, музыкальные руководители фестиваля «Спасской башни» 2017 года заменили современные русские волынки на мини саксофоны фирмы Ямаха. В 2016 году в суворовском военном музыкальном училище отказались от современной русской волынки и причин на это никаких не было. В настоящее время нам необходимо вновь учить суворовцев игре на русских народных духовых инструментах: волынке, рожках, жалейках и свирели. Современные военные дирижеры военных оркестров обязаны знать и уметь играть на всех народных духовых инструментах. По окончанию суворовского училища суворовцам присваивается квалификация преподавателя народных духовых инструментов. Я служил в военном духовом оркестре ЯВЗРКУ в г. Ярославле с 1972 — 1974 г.. Если бы я тогда умел играть на русской волынке, то тогда бы с барабанами по приказу военного дирижера я мог бы дополнительно играть на русской волынке разные русские, белорусские, татарские и многие мелодии мира, чем бы более  вдохновлял курсантов военного училища на четкий шаг в строю. Мой дирижер Бойко И.В. не знал о народных духовых инструментах, так как этому его в суворовском училище и на факультете военных дирижеров консерватории не обучали. И поэтому была бы моя воля, то я бы сегодня ввел преподавание народных духовых инструментов даже во всех суворовских и кадетских училищах и даже на факультете военных дирижеров консерватории. Суворовцы Московского военного музыкального училища, которые в 2015 — 2016 г. учились у меня игре на современных русских волынках; сопрано, альт, тенор и бас, уверен что в будущем они станут военными дирижерами военных оркестров и обязательно начнут развивать у себя русскую волынку. Обидно, что другим суворовцам мне не удалось преподать нашу русскую волынку,а также и другие русские народные духовые инструменты: академические рожки, жалейки и свирели. Военные оркестры Турции, Египта и других стран на ряду с классическими духовыми инструментами бережно сохраняют у себя свои народные духовые инструменты. А наши военные музыкальные руководители России по незнанию небрежно относятся к нашим народным духовым инструментам и надеюсь, что скоро такие военные руководители поймут, что к русским народным духовым инструментам необходимо относится также с полной ответственностью и пониманием. Время покажет.

Русская волынка и ее исторические корни

25 января, 2014

Не секрет, что русская волынка, есть древнейший музыкальный инструмент, которая произошла от древней волынки восточных славян и затем при поддержке русских князей начала активно развиваться, в том числе и у многих народов Древней Руси. Об это нам сегодня повествуют древние летописи Древнерусского государства. Русские люди с древних времен всегда имели разные духовые инструменты и в основном они были сигнального назначения и всегда применялись при пастьбе домашних животных, охоте на диких животных, а также участвовали в народных праздниках и войнах. Среди народных духовых сигнальных инструментов можно особенно выделить язычковые инструменты. Сегодня например таким образцом их является Тверской рожок, который в основном, как сигнальная дудка, до сих пор используется для пастьбы домашних животных. Надо признать, что в таком же примерно виде и значении он везде использовался русскими людьми и в те далекие времена. Тогда и сейчас русские пастухи до сих пор играют на подобных дудках — «жалейках» всевозможные пастушьи сигналы и более того они еще успешно исполняют на них разные песни и танцевальные мелодии. И в этом помогают им знания традиций певческой культуры предков. Ведь в любом селении Руси пастухи после пастьбы, но уже в быту легко могли свободно играть на своем Тверском рожке и дудках многие народные песни. Однако, сложней было на дудке всегда без перерыва долго играть танцевальные мелодии к танцам, а вот на волынке, как бы едином музыкальном  инструменте, состоявшей из сигнальных дудок типа Тверского рожка, кожаного мешка и вдувной трубки, оказалось легче было играть продолжительнее и дольше без перерыва музыку к танцам. Таким образом в древнем мире на основе старой обыкновенной пастушьей дудки была изобретена древняя волынка для игры танцевальных мелодий. Во время СССР музыка волынки для многих русских людей оказалась как бы забытой. Ну, во первых не было никакой поддержки к ней со стороны государства, во вторых русская волынка нуждалась в модернизации, так как музыка в мире постоянно развивалась и русская волынка тоже нуждалась в дальнейшем развитии, в третьих волынка в конце 19 века была вытеснена русской гармошкой созданная русскими мастерами на основе немецкой гармоники, в четвертых патриот В.В.Андреев — создатель русской балалайки на основе калмыцкой — монгольской домбры, в те времена не нашел в себе силы заниматься еще развитием простонародной древнерусской волынкой, а его соратница госпожа Вольской, воссоздавшая в те времена русскую волынку, не смогла убедить российскую аристократию в необходимости развивать в России свою национальную волынку, в пятых в итоге на пороге русских революций русская волынка никак не вписывалась в нашу тогда частушечную музыку балалайки и гармошки. Нашей русской волынке просто по настоящему не повезло, ей никто не занимался тогда всерьез, чего ни скажешь о шотландцах, которые из своей средневековой волынки в начале 20 века сделали настоящую современную шотландскую волынку способную звучать в оркестре, ансамбле волынщиков по академически в унисон. Сегодня мне и моим ученикам удалось изготовить на основе звучания старой русской волынки современную русскую волынку. Она представляет для всех нас уже академический высоко стройный музыкальный инструмент, способная играть ни только сама по себе, но и в составе оркестра и ансамбле русских волынок в унисон. А имея в себе арсенал набор разных игровых трубок, чего нет у шотландской волынки, она способна звучать в разных регистрах и тональностях и при этом исполнять ни только русские, шотландские, немецкие, татарские, еврейские, но и многие другие мелодии мира.

Волынка есть русский музыкальный инструмент

12 января, 2014

Волынка всегда была на Руси с древних времен. Волынка состоит из игровой трубки с игровыми отверстиями, на которой исполнитель в основном играет мелодии песен и танцев, а также бурдона, который всегда является аккомпанементом игровой трубки, а затем волынка состоит из сосуда — мешка, в который с помощью вдувной трубки  исполнитель нагнетает воздух для того, чтоб игровая трубка и бурдон волынки могли одновременно длительно и продолжительно звучать. Игровая трубка русской волынки всегда была сама пастушья сигнальная дудка, которая сегодня нам известна, как Тверской рожок или обычная жалейка. Но если на простой дудке исполнитель всегда играет прерывисто, то на русской волынке ее игровой трубке, в виде той же самой пастушьей дудки, исполнитель уже может играть очень длительно и продолжительно различные протяжные песни или плясовые наигрыши. Несмотря на то, что гармошка и баян в нашей России вытеснили русскую волынки. Однако, в главном они не смогли восполнить тембр звучания русской волынки. Сегодня, играя на современной русской волынке, вижу как всем очень нравится тембр звучание нашей русской волынки. И не верьте тем, кто говорит что нет репертуара у русской волынки, что она не популярна, что ее не было и т. д.. Русская волынка есть, просто приходите по чаще на Старый Арбат  и там в субботу и воскресенье я Вам с удовольствием на ней поиграю  русские, татарские, немецкие, еврейские мелодии и в том числе шотландскую музыку.

Время развивать современную русскую волынку…….

6 июля, 2013

Хотел бы, чтоб в настоящее время современная русская волынка все же активнее начала развиваться в России. Играя на ней на Старом Арбате более пяти лет, я приобрел ни только игровой опыт, но и как мастер, научился ее делать более профессионально. Современная русская волынка благодатный инструмент и кто сегодня по настоящему начнет играть на ней, то уверен что откроет в себе много интересного. Свой опыт игры на современной русской волынке готов передать каждому.

Желал бы встретиться с поклонниками шотландской музыки…..

5 декабря, 2012

Жду встречи с людьми, патриотами шотландской музыки, которые могли бы с удовольствием снять на свои камеры мое выступление на современной русской волынке шотландской музыки и для общего обозрения разместить это на ютубе.

Важное…….

21 октября, 2012

Важное в развитии и становлении современной русской волынки в России не костюм исполнителя и подражание Западу. Главное все таки учитывать нам сам стиль музицирования на волынке, который очень схожий с русскими протяжными песнями. В деревнях в прошлом эту функцию часто исполняла жалейка, как основная в общем то часть старорусской волынки. Если мы — россияне у себя в России возродим нашу волынку, то с этим начнет активнее развиваться русская песня и национальные волынки народов России.